Государственное - значит чье-то…
Говорят, что, когда в 1995 году ОНЭКСИМбанк получал банковскую лицензию для своей швейцарской "дочки", местные надзорные органы потребовали от него подтверждений того, что доля государства в уставном капитале материнской компании меньше 25%. Тогда "банку с государственным менталитетом" с трудом удалось убедить дотошных щвейцарцев, что участие государства в его капитале составляет всего 24,9%. Теперь ситуация повторяется. Быть государственным снова стало плохо. Однако, по мнению некоторых экспертов, выход государства из капитала банков станет серьезным потрясением для национальной банковской системы, которая и так уже потеряла свой вес в экономике страны.
"Для того чтобы сохранить национальную банковскую систему, ею надо серьезно заниматься", - сказал в интервью "Ко" руководитель наблюдательного совета МДМ-банка Александр Мамут. Не исключено, что под этими словами с готовностью подписались бы и банкиры, и государственные чиновники. Однако похоже, что повышенное внимание правительства к банковскому сектору в последнее время вызвано какими-то иными причинами, нежели желанием заняться ею всерьез (см. "Ко" от 6.11.2000). Во всяком случае, некоторые аналитики считают, что "вся эта возня с госбанками затеяна с единственной целью - передать Сбербанк и ВТБ другому собственнику, поскольку у правительства нет ни одного эффективно работающего банка".
Действительно, из 400 банков, при создании которых так или иначе были использованы государственные средства, нормально работающие учреждения можно пересчитать по пальцам. Самые крупные из них - Сбербанк и ВТБ контролируют примерно 35% банковского сектора и 80% рынка частных вкладов. При этом государство продолжает вмешиваться в банковский бизнес, пытаясь реализовать свои проекты по созданию Банка развития и Россельхозбанка. Это вызывает недовольство акционеров и менеджеров частных банков, обвиняющих правительство в создании неконкурентных условий для всех остальных. Считается, что инициатором создания РБР являлся Константин Мерзликин - заведующий секретариатом премьера Касьянова*. Начав двигать этот проект в должности советника Маслюкова, он, видимо, даже хотел стать его председателем. Однако публичные обвинения бывшего председателя ЦБ Сергея Дубинина в нечистоплотности Мерзликина (истории с "Кассовым союзом" и Уникомбанком) помешали ему возглавить этот банк. Тем не менее он принимает самое активное участие в идущей сейчас полным ходом борьбе за создание РБР, и "Ко" намерен подробно рассказать о битве ведомств и столкновении личных интересов, сопровождающих этот проект.
Не исключено, что, желая уменьшить остроту вопроса - создание РБР, - в правительстве даже обсуждали возможность слияния Всероссийского банка развития регионов (ВБРР) и РБР. Однако РФФИ, администрация президента и Банк России не поддержали этот проект. По их мнению, ВБРР является хоть и небольшим, но финансово стабильным и прибыльным банком, тем более что это один из немногих госбанков, заплативших дивиденды по итогам 1999 года. К тому же одним из его акционеров является государственная нефтяная компания "Роснефть" (34,88%), что делает процедуру слияния затруднительной.
Что же касается остальных госбанков, то их положение гораздо более плачевное. У Российского банка реконструкции и развития отозвана лицензия, у Банка развития предпринимательства с согласия бывшего первого замминистра финансов Валерия Петрова частными акционерами была размыта государственная доля, а сам банк оказался неплатежеспособен. Довольно сложная ситуация и у Росэксимбанка, хотя на сегодняшний день его финансовые проблемы "закрыты" кредитом ВТБ ($10 млн). Любопытно, однако, что глава банковского комитета Думы Александр Шохин несколько месяцев назад покинул пост председателя наблюдательного совета Росэксимбанка и его возглавил бывший зампред ВЭБа, а ныне замминистра финансов Владимир Чернухин. А Управление делами президента активно пытается выселить банк из своего помещения недалеко от МИДа. В общем, по словам одного из банкиров, "правительство в отличие от ЦБ пока не может похвастаться эффективным управлением своими банками".
Тем не менее, несмотря на "разброд и шатания" и в умах, и в хозяйстве, недавно администрация президента предложила свою модель управления банками с государственным участием, а Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы завершил работу над поправками к закону "О банках и банковской деятельности", которые затруднят участие государства в уставных капиталах банков. При этом предложения администрации и думцев плохо стыкуются друг с другом. По мнению депутатов, государственных банков быть вообще не должно. А из тех, что все-таки существуют, в дальнейшем надо сделать небанковские кредитные учреждения или вовсе агентства. Положения законопроекта, однако, не распространяются на порядок создания и деятельность банков с участием ЦБ. Проще говоря, ВТБ со Сбербанком, а также росзагранбанки могут чувствовать себя спокойно. Зато банкам правительства придется несладко. По мнению зампреда Бюджетного комитета Госдумы Михаила Задорнова, государству нет смысла распылять свои средства и их необходимо консолидировать в одном или максимум четырех банках, четко определив цели, задачи и виды осуществляемых операций своих банков. Кроме того, депутаты считают, что надо запретить предоставлять госбанкам налоговые льготы и особый порядок надзора и банковского регулирования.
По мысли же сотрудников кремлевской администрации, система государственных банков должна существовать и управляться специальным коллегиальным органом, который должен объединить представителей ЦБ и администрации. Однако на совещании по проблеме госбанков, проходившем под руководством Михаила Касьянова в конце ноября, предложения правительства по реформированию банковской системы были сформулированы более четко. На нем были определены четыре группы банков, которые в дальнейшем следует развивать. Первая - это Сберегательный банк (функция сбережений населения), вторая - Внешторгбанк и Внешэкономбанк (внешнеэкономическая деятельность), третья - Российский банк развития и Всероссийский банк развития регионов (кредитование реального сектора в России). Что же касается создания Россельхозбанка, акциями которого пока владеет АРКО, то, по словам присутствующих на заседании банкиров, "в правительстве еще до конца не определились по этому вопросу и вообще считают его сугубо политическим". (Правда, в правительстве нет единого мнения по поводу РБР. Говорят, что в процессе обсуждения Алексей Кудрин и Герман Греф вступили в жесткую полемику с Касьяновым по вопросу существования этого банка, поскольку в отличие от премьера не видят целесообразности в его создании. Известно, что первоначально предполагалось на развитие РБР в бюджете на 2001 год выделить 3 млрд руб., однако из-за позиции Кудрина сумма снизилась до 1 млрд.) Заметим, что привлекательность РБР не ограничивается бюджетными вливаниями в уставный капитал. Лоббисты РБР надеются получить для банка эксклюзивное право на взыскание бюджетных ссуд, выданных с 1992 года.
Однако все эти предложения правительства пока натыкаются на сплоченную оппозицию банкиров. Например, президент Внешторгбанка Юрий Пономарев даже публично раскритиковал планы по созданию РБР и Россельхозбанка. А зампред ЦБ Владимир Горюнов считает, что и Сбербанк, и Внешторгбанк на сегодняшний день одни из немногих нормально работающих банков, обеспечивающих при этом стабильность банковской системы в целом. А выход ЦБ из их капитала, по его мнению, может вызвать даже банковский кризис.
Тем не менее, судя по всему, выход государства из капитала банков не самоцель. Чаще всего речь идет о том, кто сможет заменить правительство или ЦБ. Но в этом смысле выбор у госбанков невелик - или приватизация, или покупка доли в уставном капитале с каким-нибудь иностранным банком. Однако похоже, что возможность приватизации Сбербанка или ВТБ пока исключительно гипотетическая, хотя Пономарев и заявил о том, что в недрах ВТБ "готовят предложения по перспективам приватизации банка и ничего страшного мы в этом не видим". Что же касается участия иностранцев в капитале госбанков, то, по мнению Владимира Горюнова, даже для такой постановки вопроса необходимо "политическое решение". Но именно этого сейчас трудно ожидать от правительства и чиновников, похоже, полностью занятых борьбой и тактическими разногласиями между правительством и Центробанком.
** признан в России иноагентом