Государство на доверии
Каждому интересно заглянуть в будущее. Например, чтобы понять, что будут показывать наши информационные телеканалы, когда «Курск» наконец загонят в док, а талибов за Можай. Или заглянуть еще на несколько лет вперед, чтобы по результатам новой переписи населения выяснить, что происходит в России с рождаемостью и сколько трудоспособных граждан приходится на каждую тысячу пенсионеров. Ну и конечно, еще интереснее узнать, как мы будем жить, сами достигнув пенсионного возраста. Впрочем, подумать об этом можно уже сейчас.
Тут вот Совет по предпринимательству при правительстве опять изучал проблему пенсионной реформы. Основной вопрос: куда девать сбережения российских пенсионеров? Что наши специалисты не знают, куда девать деньги, – это, безусловно, новость. Хочется дать им маленькую подсказку: планируется, что к 2010 году сумма пенсионных сбережений составит $40 млрд. Примерно такую же сумму собираются заработать авторы проекта железнодорожного путепровода с материка на Сахалин. Похоже, оба проекта обсчитывались экономистами одной школы.
Хотя проблему эффективного использования инвестиций, все это, разумеется, не отменяет. И действительно, средства на выплату пенсий должны откуда-то браться, тем более что под шумок дискуссий о полезности накопительной пенсионной системы все социальные отчисления уходили в дым, в вовсе не в пенсионные фонды. Но сейчас мы, как и договорились, говорим не о пенсиях, а о проблеме эффективности инвестиций. Поэтому давайте определимся в терминах. Пенсионный фонд называется так вовсе не потому, что он должен выплачивать пенсии, а потому, что он аккумулирует средства социальных отчислений (в том числе пенсионных), которые, как это принято говорить, в безакцептном порядке изымаются у граждан и юридичесих лиц. При этом сумма будущих пенсий зависит вовсе не от того, какой процент нашей зарплаты забирают в фонд, а от того, сколько денег окажется в этом фонде к моменту получения нами пенсии. Так что радостное сообщение о том, что у нас самые низкие налоги, давайте оставим для рекламных слоганов, поскольку считать следует всю сумму налогов, а не только безусловно красивые 13% подоходного налога или не менее красивые проценты налога на прибыль.
Сегодня проблема пенсионной реформы упирается в один реальный вопрос: кто получит собранные деньги? Согласно последнему проекту чиновников заниматься инвестициями будет не Пенсионный фонд, а управляющие компании, каковые будут определяться по итогам конкурсов. Понятно, что в России никого не надо учить, как следует проводить тендеры и конкурсы. Так что первый и главный фронт борьбы за пенсионную реформу определился: здесь будут выяснять, кто будет распоряжаться деньгами. Вторая, не менее важная битва развернется за право участвовать в дележе собственно инвестиционных капиталов. Увести значительную часть средств за границу, где достаточно возможностей для малорисковых финансовых вложений с гарантированной прибылью, не даст правительство. И не только правительство, но и российский бизнес, который также хотел бы, чтобы часть средств осталась на внутреннем фондовом рынке. Все это, несомненно, патриотично, но несколько не соответствует постулату Маркса, который не смог отменить даже не любивший Маркса и его бороду прозорливый Герберт Уэллс: «Капитал стремится к максимальной прибыли и направляется туда, где ее можно обеспечить».
Безусловно, национальную экономику надо поддерживать. Равно как и национальная экономика должна как-то доказывать свою эффективность. Тем более что удачное вложение инвестиций – это не продажа нефти, внутренние монопольные цены или удачный раздел бюджетных денег и западных займов, где мы, несомненно, преуспели. Это несколько другое. Напомним, что речь идет не о добровольных вложениях, за которые отвечает сам частный инвестор, а о средствах, которые государство забирает у инвестора и его работодателя в свое трастовое управление. И отвечает за то, чтобы пенсионные выплаты не были похожи на колхозный трудодень в пересчете на несобранную пшеницу. Поэтому для начала хорошо бы гарантировать прозрачность не только конкурсов по выбору управляющих компаний, но и не меньшую прозрачность деятельности этих управляющих компаний, использующих инвестиции Пенсионного фонда.
И, если будет позволено, один частный совет. По возможности постройте свою профессиональную деятельность так, чтобы по достижении пенсионного возраста вы как можно меньше зависели от государственной пенсии. Это, несомненно, укрепит доверие между государством и его гражданами.