Госуслугам добавят жалоб
«Письма счастья» со штрафами из ГИБДД автовладельцы теперь смогут оспорить дистанционно. Нарушения правил дорожного движения, зафиксированные видео- и фотокамерами, Госдума разрешила обжаловать на портале госуслуг. Закон, вносящий изменения в Административный кодекс, принят 16 декабря. Изменения вступят в силу в сентябре 2021 года. Это не единственное расширение функционала, которое ждет портал на 12-м году существования. Вскоре можно будет вызвать чиновников на дом.
Онлайн-ответ на электронный штраф
Первоначально возможность подачи жалобы на портале госуслуг должна была появиться 1 августа 2019 года, сроки дважды переносились — на 1 марта 2020 года и наконец — на 1 сентября 2021 года.
Депутаты посчитали, что у автовладельцев должна быть возможность подать ответную жалобу на вынесенное онлайн-постановление в электронном же виде. Счет таких обжалований идет на сотни тысяч в год. Может быть, и больше, потому что иногда человеку проще заплатить, чем добиваться правды.
Во время обсуждения документа приводили уже хрестоматийные истории. Владельцу автомобиля, который находился на борту эвакуатора, приходит штраф за несоблюдение скоростного режима. Водитель малолитражки вынужден доказывать, что физически не мог ехать со скоростью 313 км/ч. Бывает, что штрафы прилетают за нарушения на тех участках проезжей части, на которые действия ограничений уже не распространяются.
Новые правила избавят водителей от необходимости отправлять документы почтой и посещать ГИБДД. Теперь в подтверждение своей правоты человеку следует заполнить форму, прикрепить фотодоказательства или данные видеорегистратора. Такое обращение, согласно принятому закону, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (требование УКЭП обязательно только для юрлиц) либо простой электронной подписью. Ключ к последней можно получить в МФЦ, предъявив паспорт, либо пройти идентификацию через банковские онлайн-сервисы.
По словам спикера нижней палаты парламента Вячеслава Володина, принятие закона «позволит установить по всей стране единый порядок обжалования штрафных постановлений вне зависимости от того, кем оно вынесено — ГИБДД или специализированным учреждением».
При этом дальнейшая работа с жалобой, поданной в электронном виде, будет проходить в обычном режиме. Решение ведомства может быть также отправлено через портал госуслуг — копия должна быть выслана в течение трех дней со дня вынесения решения. Юристы уже предупреждают: рассчитывать на то, что опротестование штрафов с камер будет идти тем же потоком, что и их вынесение, не стоит. В некоторых случаях все равно потребуется идти в суд.
В октябре в Химках частично перекрывалось движение, об альтернативах объезда информации не было, как и знаков, оповещающих о переменах, и автомобилисты вынужденно выезжали на полосу движения для общественного транспорта. Все это фиксировал временный комплекс видеофиксации нарушений ПДД. Итог: за несколько недель свыше 136 тысяч штрафов на общую сумму более 205 млн руб. Только после попадания истории в СМИ прокуратура решила защитить права невольных нарушителей.
За 11 лет существования портал «Госуслуг» эволюционировал вместе с пользователями.
Если в июле 2010 года на портале госуслуг было зарегистрировано чуть более 120 тыс. пользователей, то в декабре 2020-го его аудитория превысила 129 млн человек, из которых чуть менее двух третей имеют подтвержденную учетную запись.
Ежедневно на сайт заходят 5 млн человек, а суточный объем заказанных в онлайне услуг достиг 500 тыс.
По данным Минсвязи, чаще всего к порталу обращаются по неотложным жизненным вопросам: запись на прием к врачу, оформление путевки в детский сад, а также различных «детских» выплат, получение информации о пенсионных накоплениях.
Кроме того, портал позволяет каждому жителю страны дистанционно принимать участие в голосовании или переписи населения.
Первая цифровая перепись населения на портале «Госуслуги» пройдет с 1 по 25 апреля 2021 года. Согласно данным соцопросов, 69 % респондентов знают о возможности переписаться на портале «Госуслуги» и 42 % готовы воспользоваться этим способом внесения данных.
Простота — в обмен на данные
Премьер-министр России Михаил Мишустин анонсировал расширение набора дистанционных услуг. Так, по его словам, можно будет заказать выездной прием специалистов МФЦ или Росреестра. «Удобно для тех, кто ограничен во времени или передвижении», — подчеркнул Михаил Мишустин.
В 2021 году на «Госуслугах» появятся и другие сервисы, среди них — «Электронный нотариус», позволяющий в онлайн-режиме открыть наследственное дело, подготовить доверенность или передать на хранение цифровые документы. При желании с помощью портала можно будет оформить электронный охотничий билет с уникальным штрихкодом.
Гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков вспоминает, что начинался сервис «Госуслуги» тяжело, и у этого было историческое объяснение.
«Мы привыкли со времен Советского Союза ко многим вещам, которые связывают государство и номенклатуру, к длительным процедурам, взяткам для должностных лиц для ускорения процесса оформления документов, — подчеркивает Денис Кусков. — Первое время уходило на согласование процедур в рамках сервиса. Даже сейчас еще не в полной мере сглажены моменты, связанные со взаимодействием различных структурных подразделений органов госвласти. Но с другой стороны, для нас привычным стало получение большого количества услуг по предварительной записи, с меньшей суммой налоговых платежей, с быстрой авторизацией пользователя».
По мнению аналитика агентства MForum Алексея Бойко, идеальным портал пока не назовешь, но он в целом работает и облегчает жизнь гражданам, снижая необходимость физического посещения МФЦ или государственных учреждений.
«Плюсы, связаны с тем, что ряд необходимых операций, получение справок и т.п., гражданин России может выполнить не отходя от своего компьютера или даже с мобильного телефона. Минусы в том, что далеко не всегда это простая процедура. В некоторых случаях она превращается в настоящий квест — например, подача документов на выдачу общегражданского загранпаспорта», — говорит Алексей Бойко. Он уверен, что следует расширять набор услуг, оказываемых дистанционно, что особенно важно с учетом пандемии. Столь же важно упрощать интерфейс пользования услугой, с тем чтобы действия, которые должен совершать пользователь, были бы интуитивно понятными и простыми.
Оборотная сторона простоты — полная цифровая «обнаженность». Как замечает IT-обозреватель Марина Эфендиева, чем больше данных о себе ты «скармливаешь» порталу госуслуг, тем больше сервисов становятся доступны в упрощенном варианте — без дополнительного заполнения всяческих форм. Вот такая альтернатива: экономия времени в обмен на данные.
«С этим давно пора смириться — XXI век, повсеместный онлайн, все уже "наследили" в интернете, можно расслабиться, — говорит Марина Эфендиева. — Так что логичным продолжением развития "Госуслуг" станет введение "электронных паспортов". Чтобы вообще все государственные и прочие сервисы можно было получать по одному цифровому документу с электронной подписью. Представьте такой ID со всей информацией о человеке — кто он, где родился, где живет, чем владеет, чем болеет и сколько у него детей и прочих родственников. Представили? Ничего страшного, все там будем».