Говорит и доказывает Москва
Кремль перестал стесняться слова «пропаганда» и решил придать ему новое звучание. В конце этого года появится телевизионный аналог существовавшей в Советском Союзе радиоредакции иновещания. Это круглосуточный информационный телеканал Russia Today TV (RTTV) на английском языке. Первые корпункты откроются в Лондоне, Вашингтоне, Брюсселе и Иерусалиме. Территория вещания – «весь мир».
RTTV создается государством. Его учредителем выступило РИА «Новости», а курирует советник президента по СМИ Михаил Лесин, экс-министр печати. Глава Федерального агентства печати и массовых коммуникаций Михаил Сеславинский вообще считает, что запустить «социально значимый» телеканал без помощи государства в России – «на грани невозможного», и приводит в доказательство провал каналов ТВС и 7ТВ. А вот Russia Today, по мнению Сеславинского, вполне может рассчитывать на интерес зрителей за рубежом: «несмотря на множество информационных каналов, русского среди них нет, ниша пуста».
«Мне бы хотелось показать Россию такой, какой я ее вижу», – заявляет главный редактор RTTV Маргарита Симонян. Отечественные телезрители легко могут представить, какой видит страну 25-летняя Симонян – до последнего времени она работала корреспондентом информационной программы «Вести» на канале «Россия».
А вот интересен ли взгляд Маргариты на Россию жителям Европы и США? Ведь предполагается, что, помимо ежегодных инвестиций от государства в размере $30 млн, канал будет зарабатывать и на рекламе. «Со всеми этими историями о коррупции в России?! Не думаю, что здесь это сработает, – полагает Марк Вудал, дизайнер из Лондона. – Конечно, узнать больше о стране всегда интересно, но никому не нужен предвзятый взгляд на происходящее в ней».
Олег Бериев, президент маркетингового агентства Mildberry (агентство имеет офисы в Лондоне и Брюсселе, его клиентами выступают компании Nestle, Coca-Cola, KraftFoods), считает идею создания такого канала странной. «Если Запад не доверяет России, почему он вдруг начнет верить этому каналу? А если он ей верит, зачем тогда нужен канал? – рассуждает он. – Мои зарубежные партнеры смотрят BBC и CNN, с какой стати им переключаться на явно пропагандистский канал? Что Russia Today сможет такого предложить? Может, это какая-то альтернативная точка зрения – что-то вроде Al Jaseera? Но тогда надо иметь очень острые зубы, а любая подконтрольность их быстро стачивает. Я с трудом могу себе представить зубастый государственный канал».
Крупные российские компании пока не спешат размещать свою рекламу в новом проекте Михаила Лесина. В «Вимм-Билль-Данне» (акции компании котируются на NYSE) говорят, что не планируют рекламировать свою продукцию на телеканале Russia Today, так как она предназначена, прежде всего, для российского потребителя. В компании «Лебедянский» (в этом году провела IPO) говорят, что с точки зрения рекламы подобный канал не интересен, а эффективность Russia Today как инструмента пропаганды будет зависеть от того, каким образом этот проект будет реализован. «Отношение к России сейчас на Западе довольно предвзятое, и подобный канал может либо сделать его еще более предвзятым (если будет транслировать ура-патриотические репортажи в духе программы «Время» 1970-х), либо изменить что-то в лучшую сторону, – считает директор по связям с общественностью и инвесторами «Лебедянского» Александр Костиков. – В последнее, если честно, верится с трудом».