Говорит и показывает Интернет
Первый в истории сеанс передачи видеоизображения на расстояние был предпринят 26 июля 1928 года в Ташкенте инженером Борисом Грабовским. В этот день родилось телевидение.
Через сорок с лишним лет, 21 ноября 1969 года, состоялся другой эксперимент: данные с компьютера, находившегося в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе были переданы на компьютер в Станфордском научно-исследовательском институте. В этот день родился Интернет.
Каждое из этих открытий – ТВ и Интернет – само по себе серьезно повлияло на развитие человечества в ХХ веке. Во второй половине 90-х ТВ и Интернет обнаружили стремление к интеграции. Их альянс, именуемый интерактивным телевидением, обещает перевернуть существующие представления о СМИ, рекламе, медиа-бизнесе, индустрии развлечений...
Сиди и смотри
В Америке отцом телевидения называют американца русского происхождения Владимира Зворыкина, создавшего свой иконоскоп в 1931 году. Однако в нашей истории речь пойдет не об авторстве телевизионной технологии, а о синтезе двух типов коммуникаций.
Социология массовых коммуникаций подразделяет каналы передачи звуковой и видеоинформации на два типа – вертикальные и горизонтальные. Вертикальные коммуникации (ТВ и радио) построены по принципу "смотри и слушай то, что тебе транслируют сейчас". Сиди и смотри. Или не смотри, если не нравится. Горизонтальные коммуникации (магнитофон и все его "потомки" – видеомагнитофон, CD-player, DVD-player) работают иначе: слушай и смотри то, что хочешь и когда хочешь. В результате альянса ТВ с Интернетом рождается нечто новое – средство массовой информации, обладающее одновременно свойствами вертикальных и горизонтальных коммуникаций.
Телевидение обнаружило стремление к интерактивности тогда, когда Интернету было от горшка два вершка. В качестве инструментов для обратной связи использовался сначала телефон, а впоследствии пейджер и электронная почта. В практику российского ТВ звонки в студию во время прямого эфира, сообщения на редакционный пейджер, телеголосование вошли в 90-е годы, в практику же западного ТВ – значительно раньше. Продюсер BBC Стив Розенберг вспоминает, что интерактивная передача для детей Swap Shop выходила в эфир в 70-е годы: в рамках этой передачи дети могли позвонить в студию и задать героям программы свои вопросы. Отставание СССР объясняется идеологическими причинами: в эпоху тоталитаризма ни о каких сюрпризах в прямом эфире и думать не приходилось.
Однако эксперименты с телефоном и пейджером следует считать скорее предысторией интерактивного ТВ. Настоящая же история начинается с того момента, когда в качестве инструмента взаимодействия ТВ с аудиторией выступает не пейджер, а Интернет.
Справедливости ради, перед тем как перейти к Интернету, вспомним об интеллектуальных видеомагнитофонах. Две американские компании –ReplayTV и TiVo разработали приставки (их называют интеллектуальными видеомагнитофонами), которые позволяют преодолеть "вертикальность" ТВ. Аппараты в состоянии "понимать" не только расписание телевизионных передач,но и вкусы хозяина, записывая на диск передачи сходной тематики со всех каналов и выстраивая таким образом "персональный ТВ-канал". Впрочем, интерактивное телевидение – это нечто большее, чем возможность позвонить в студию или сформировать "персональный ТВ-канал". На рис. 1 показан экран интерактивного телевизора. На периферии экрана отражены функции, благодаря которым телевидение становится интерактивным. Присутствие Аркадия Укупника в кадре не случайность. Данный продукт – Интернет-приставка "Рикор-Телеком" разработан не в Силиконовой долине, а в Москве, в районе Курского вокзала, где расположен офис корпорации "Рикор". "Передача с участием Аркадия Укупника – один из экспериментов "Рикора", позволяющих продемонстрировать возможности интерактивного ТВ. Расположенная на экране иконка "Поговорим" – это вход в чат любителей творчества Укупника, "Письма" – вход в почтовый ящик, остальные иконки в комментариях не нуждаются. Кроме, впрочем, одной: функция "Концерты" позволяет не только получить информацию о предстоящих концертах Укупника, но и купить билет на конкретное место, оплатив покупку при помощи Интернет-банкинга", – говорит президент корпорации "Рикор" Армен Маргарян.
Возможности приставки "Рикор-Телеком" ничуть не меньше, чем возможности, скажем, приемников WebTV Plus Internet, EchoStar’s DISHPlayer или Philips Internet TV Terminal. Разница между Россией и Западом в данном случае состоит не в аппаратуре, а в инфраструктуре.
"Лишняя миля"
На Западе (прежде всего в США) инфраструктура интерактивного ТВ находится в зоне интересов крупнейших медиа-холдингов и телекоммуникационных гигантов и потому развивается быстрыми темпами. Инфраструктура эта состоит из производителей контента, производителей оборудования и систем передачи информации. При этом медиа-бизнес, рынок связи и производство "железа" обнаруживают устойчивую тенденцию к взаимопроникновению. В результате слияний и поглощений в мире образуются межотраслевые транснациональные холдинги, включающие в себя все вчера еще столь далекие друг от друга отрасли – как, например, телекоммуникации и шоу-бизнес.
Вот лишь несколько примеров: в свое время Sony приобрела компанию Columbia Pictures Entertainment, Matsushita сначала купила, а затем продала холдингу Seagram кинокомпанию MCA. Медиа-группа Viacom последовательно расширяла свою долю на рынке, приобретая киностудию Paramount Communications, сеть проката Blockbuster Entertainment телекомпанию CBS...
Интерактивное телевидение, находящееся на стыке ТВ и Интернета, автоматически попадет в зону конвергенции. Впрочем, можно сказать, что оно уже попало в эту зону. Так, например, компания WebTV Networks, занимающаяся трансляцией интерактивных передач, полностью принадлежит корпорации Microsoft, которая со второй половины 90-х годов проявляет последовательный интерес к системам связи и медиа-бизнесу и является одним из локомотивов конвергенции.
Сегодня WebTV Networks предлагает несколько пакетов интерактивных программ, разработанных совместно с другими телевизионными компаниями. Например, сериал "Судья Джуди" (совместный продукт в Big Ticket Television) имеет свой сайт, на котором зрители могут не только пообщаться друг с другом, но и выступить в роли присяжных, проголосовав за исход того ли иного дела. Зрители шоу "Опасность!" и "Колесо Фортуны", выпускаемых совместно с Columbia Tristar Television Group, могут участвовать в викторинах в режиме on-line. Передачи образовательного канала Discovery имеют интерактивное приложение, где зрители могут получить дополнительную информацию по теме передачи: "Благодаря этой технологии мы можем пройти "лишнюю милю" – позволить нашей аудитории насладиться "глубоким просмотром", который становится возможным с появлением дополнительных интерактивных функций", – говорит вице-президент Discovery Enterprises Worldwide Джефф Крег. Во всех названных случаях изображение передается на телевизор, снабженный приставкой. В свою очередь, компания Intel разрабатывает технологию, позволяющую передавать видеоизображение на компьютер. В мае этого года корпорация объявила о создании нового подразделения – Intel Internet Media Services, которое займется организацией глобальной сети для распространения аудио- и видеоинформации по каналам Интернета.
Intel Internet Media Services позволит компаниям во всем мире доставлять различную информацию – например, концерты в прямой трансляции, художественные фильмы, радиопрограммы, учебные материалы – по Интернету. Intel намерена инвестировать в проект $200 млн.
Проект основан на технологии интеллектуальных сетей Intel, позволяющей анализировать состояние каналов и направлять потоки через оптимальные серверы. Благодаря такому подходу к доставке данных информация передается в обход узких мест в Интернете, которые могут задерживать и искажать ее. "Поскольку Интернет становится мультимедийной платформой, надежные и качественные сети распространения информации становятся все более актуальными", – говорит Джерри Паркер, исполнительный вице-президент и генеральный директор Intel New Business Group.
В последнем отчете о сетях доставки информации агентство Internet Research Group прогнозирует рост рынка услуг поточной передачи данных более чем в 20 раз и предполагает, что к 2004 году его объем достигнет $2,5 млрд.
Первыми клиентами Intel стали компании Premiere Radio Networks, Nasdaq.com, Investor Broadcast Network, Comedy.com, MeTV.com, Golf Magazine и KISSFMi.com. Однако это не единственные контакты Intel с сектором медиа-бизнеса. У корпорации уже есть опыт сотрудничества с Fox Family Channel, FoxKids.com, Quokka Sports, Avid Sports и Continental Basketball Association. Кроме того, Intel имеет совместные проекты в этой области с RealNetworks, Microsoft, DoubleClick и PacketVideo.
Где будет "валяться конь"?
"Рынок готов взорваться, и произойдет это в Азии"
В России перспективы интерактивного ТВ туманны. Что же касается перспектив зарубежных рынков, то эксперты выражают дружный оптимизм, расходясь, впрочем, в деталях. Оптимизм связан с неизбежной тотальной конвергенцией.
В России жизненное пространство интерактивного ТВ пока ограничивается рамками экспериментов, проводимых компаниями-энтузиастами. Президент корпорации "Рикор" Армен Маргарян мыслит категориями национального рынка: "В России порядка 80 млн телевизоров. 90% россиян еще не пользуются информационными технологиями. Нашим клиентом может быть любой человек, имеющий телевизор. Проблема, однако, состоит в том, что рынок нужно создавать с нуля". "Рикор" имеет совместные проекты с RenTV, которые сами авторы проектов считают пробой пера, не более.
Эксперты IDC прогнозируют, что в 2001 году число пользователей Интернета может возрасти на 38% в связи с активным использованием Интернет-приставок к бытовым приборам, в том числе к телевизорам. Специалисты Arlen Communications не вполне согласны с таким прогнозом: "Реальное влияние приставок скажется чуть позже – мы увидим их массовое распространение в 2004 и 2005 годах". IDC уточняет географию будущего бума: "Мировой рынок приставок готов взорваться, и сначала это произойдет в Азии".
Эксперты Dataquest уверены, что конвергенция бытовой электроники и Интернета вызовет наиболее заметный рост продаж в секторе low end: мировой рынок дешевых сетевых приложений и дешевой ПК-продукции в 2001 году оценивается специалистами Dataquest в размере $5 млрд. Директор по развитию маркетинга и бизнеса компании Motorola Сэнджев Верма считает, что феномен роста в секторе low-end имеет свое объяснение: "Конвергенция преимущественно ориентирована не на компьютерную публику".
Большой объем продаж "железа" вызовет цепную реакцию в смежных секторах. Агентство Probable Tomorrows прогнозирует, что рынок сервиса (предоставление фильмов, шоу, спортивных передач на заказ) в 2003 году достигнет отметки $90 млрд.
"В 2004 – 2005 годах объем продаж Интернет-приставок будет больше, чем объем продаж компьютеров. Благодаря широкому распространению ТВ с доступом в Интернет, телефонов, имеющих выход в сеть, Интернет-игровых консолей, персональных Интернет-органайзеров суммарное число пользователей Интернета в 2005 году может превысить 1 млрд человек", – считают в IDC. Мировой рынок продукции с интегрированными функциями компьютера, ТВ, телефона и интерактивного видео в 2005 году эксперты Probable Tomorrows оценивают в $111 млрд.
"Этот проект заинтересовал телезрителей. C момента когда началось интерактивное вещание, объем продажи приставок, по нашим сведениям, увеличился в два раза, – говорит главный продюсер спортивных программ RenTV Евгений Любимов. – RenTV первым в России внедрило эту технологию. Мы работали с "Рикором" над трансляцией футбольных матчей английской премьер-лиги: с помощью приставки зритель, не отрываясь от экрана телевизора, мог в любой момент получить информацию, касающуюся состава команд, календаря игр чемпионата, биографических данных игроков, стоимости каждого игрока на трансферном рынке, то есть те сведения, которые интересуют любого болельщика. В перспективе мы предполагаем использовать приставки как "почтовый ящик", чтобы зрители во время матча смогли обмениваться мнениями, спорить, обсуждать те или иные моменты игры и кричать хором "Оле!". Армен Маргарян считает, что толчком для развития интерактивного ТВ станет переход телевещания на цифровые технологии. Однако энтузиазма в деле перехода на "цифру" российские телекомпании не проявляют: не потому, что противятся прогрессу, а потому, что нет денег. Весной Минсвязи России приняло решение о передаче в 2010 году частот диапазона 800 МГц цифровому телевидению. Для кого Министерство расчищает место, попутно изгоняя с частоты 800 МГц операторов сотовой связи стандарта CDMA, если отечественные телекомпании к "цифре" не готовы? "Проблема не столько в телекомпаниях, сколько в уровне доходов телезрителей, – считает исполнительный директор телесети RenTV Сергей Исаков. – Мы в состоянии передавать через спутник цифровой сигнал, но эфирное телевидение все равно остается аналоговым, поскольку нет соответствующих цифровых приемников. Лицензия на цифровое телевидение предлагается за символическую плату – 1000 руб. на Москву. Если хотя бы 10% россиян будут иметь возможность принимать с эфира цифровой сигнал, найдутся телекомпании, которые будут показывать цифровую картинку. Думаю, что это время уже не за горами".
Свои эксперименты в этой области ведет НТВ. В частности, "НТВ Интернэшнл" использует Интернет в качестве канала взаимодействия со своей зарубежной аудиторией. Тем не менее масштаб российских экспериментов в этой области столь скромен, что говорить о каком-либо заполнении национального рынка просто неуместно. Западные операторы Россией не интересуются. Во всяком случае, в офисах Microsoft и Philips (напомним, что последняя компания производит приставки для интерактивного ТВ) корреспонденту "Ко" сообщили, что никакие маркетинговые инициативы по продвижению этих технологий в Россию не планируются.
Интерактивные технологии в состоянии серьезно повлиять на развитие телевизионного бизнеса. Российская практика пока очень скромна: здесь, как говорится, "конь не валялся". Однако можно прогнозировать, какие именно изменения произойдут, если интерактивные технологии пробьются в телевизионный эфир. Создание персонального телевизионного канала вносит серьезные изменения в существующие технологии работы рекламных агентств – в частности, в медиа-планирование: исчезает понятие prime-time, поскольку зритель смотрит передачу не тогда, когда ее транслируют, а тогда, когда считает нужным. В этих условиях для проведения рекламных кампаний необходимы высокоточные медиаметрические инструменты, ведь аудитория "настоящего" канала рассыпается на множество персональных каналов.
В то же время степень подробности рекламы многократно увеличивается: "Представьте, что транслируется реклама автомобиля. Кадр можно остановить, чтобы рассмотреть автомобиль со всех сторон, можно тут же войти на сайт компании-производителя и, наконец, можно купить автомобиль, не вставая с дивана", – говорит Армен Маргарян.
Интерактив позволяет телевидению получать значительный объем дополнительной информации о зрителе. В телевизионном бизнесе такие технологии в перспективе могут быть использованы для исследования аудитории.