Top.Mail.Ru
архив

Говорит и показывает Поляков

Компания Polar, производящая одноименные телевизоры, пожалуй, самая агрессивная на рынке. Она показывала завидные темпы роста, даже когда у нее не было собственного производства. Теперь же, с пуском завода в Калининградской области, основатель компании Эдуард Поляков намерен потеснить традиционных производителей.

 

Производство телевизоров, как ни странно, может освоить далеко не каждая страна. В США, например, эта отрасль постепенно отмерла: американские фирмы в большинстве своем разорились, уступив рынок европейским и азиатским компаниям. В России ситуация пока совершенно обратная: местные сборщики не только не намерены отступать, но, наоборот, наращивают мощности.

Из 5 млн телевизоров, проданных в 2002 году, 1,5 млн пришлось на отечественные марки: Rolsen, Polar, «Сокол», «Рубин», Erisson и др. Из этих 1,5 млн 15% произвел Polar, но к 2004 году Эдуард Поляков собирается увеличить долю своей компании до 20% (или 10% от всего рынка). «Хорошая задача, – комментирует планы конкурента Леонид Осипов, директор по маркетингу компании Rolsen. – Возможно, это ему и удастся, но не за наш счет».

 

Выгодное партнерство

 

Поляков окончил Московский авиационный институт, и, хотя нынешняя его профессия никакого отношения к летательным аппаратам не имеет, предприниматель с гордостью заявляет, что нашел работу по специальности, указанной в дипломе: «Организация и управление производством». Впрочем, когда Поляков только начал заниматься бизнесом, ни о каком производстве речи не шло. В 1990 году 20-летний студент, как и многие его сверстники, возил на продажу в Польшу советский ширпотреб: фотоаппараты «Зенит», командирские часы и детские игрушки.

«Наши заводные игрушки шли тогда в Польше на ура, – вспоминает Поляков. – В России они стоили несколько центов, а там я их продавал чуть ли не за $10». Из Москвы в Варшаву студент-предприниматель перемещался исключительно на самолете, денег было не жалко. «Много товара я не брал, – продолжает он. – Из Польши вез модные тогда джинсы Levis. В итоге зарабатывал $500 – $700 в месяц».

Через год Поляков занялся еще одним распространенным в то время бизнесом – торговлей обувью. Он покупал крупные партии товара в Прибалтике и продавал его на рынке в Лужниках. Занятие это было значительно более рискованным, чем полеты в Польшу (по его словам, приходилось ездить на поезде с большой спортивной сумкой, наполненной деньгами), и неизвестно, чем бы закончилась карьера молодого предпринимателя, если бы однажды он не познакомился с Андреем Кукушкиным.

Кукушкин тоже учился в МАИ, но в отличие от Полякова занимался более интеллектуальным делом – паял электронику. «Его, как отличника и умницу, все называли ботаником, – рассказывает предприниматель о первой встрече с Кукушкиным. – Помню, он вышел ко мне в рубашке навыпуск и в «трениках» с вытянутыми коленками». Поляков хотел купить новый цветной телевизор, а «ботаник в трениках», взяв за работу $200, через неделю изготовил ему то, что было нужно. Еще через полтора месяца (кустарный аппарат, к удивлению Полякова, продолжал работать) предпринимателя осенило, что производство телевизоров можно поставить на поток. Тогда он и сделал Кукушкину предложение, от которого тот не стал отказываться: «Я обеспечиваю тебя комплектующими, ты собираешь, а потом вместе продаем». Так будущий генеральный директор начал работать с будущим главным конструктором телевизоров Polar.

 

Белорусские мытарства

 

Все комплектующие покупались компаньонами на Митинском рынке, куда по выходным приезжали с минского завода «Горизонт» фуры с деталями. За неделю партнеры собирали и отлаживали два телевизора, а в субботу ранним утром везли их на рынок. К середине дня «Горизонты» раскупали, на вырученные деньги Поляков и Кукушкин приобретали комплектующие на следующую неделю и так далее. Рутинная работа себя оправдывала: прибыль с одного телевизора составляла порядка $100.

За полгода предприниматели накопили денег, которых хватило, чтобы арендовать небольшое помещение и нанять троих человек – на сборку. Поляков по-прежнему руководил закупками, Кукушкин теперь занимался только настройкой. К началу 1993 года удавалось собирать уже по 40 телевизоров в неделю, появились первые договоры с магазинами. «Техника продавалась моментально. В магазинах были очереди по записи, – говорит Поляков. – Правда, и брака у нас было примерно 30 – 40%». По словам предпринимателя, качество страдало в основном из-за неисправных комплектующих завода «Горизонт». К тому времени партнеры закупали детали на «Горизонте» уже напрямую, и однажды чуть не погорели на границе. Во время одной из поездок Полякова с двумя сотрудниками задержали белорусские таможенники. Дело было передано в суд, но предпринимателю, как он сам говорит, удалось тогда убедить судью, что три студента, везущих по два комплекта для телевизоров, не представляют для общества угрозы. С тех пор, правда, поездки на «Горизонт» прекратились.

 

Мастер разговорного жанра

 

После инцидента с белорусской таможней Поляков всерьез задумался о том, как наладить поставки комплектующих из-за рубежа. Одним махом он мог бы решить и проблему качества: российские и белорусские телевизоры тогда делались только в деревянных корпусах и выглядели очень непритязательно. Тем временем, техническая сторона дела не стояла на месте. Кукушкин разработал новое шасси (основную электронную плату) для телевизора, и это был настоящий прорыв. Теперь коллеги выгодно отличались от других российских сборщиков.

Пластмассовые корпуса и подходящего качества кинескопы Поляков наконец нашел в литовском Шауляе. Шасси же партнеры решили делать сами, организовав производство в цехах опытного завода МАИ. Правда, сперва пришлось договариваться с директором этого предприятия, так что Поляков вынужден был снова пустить в ход свой дар убеждения.

О предпринимательских талантах Полякова охотно рассказывают его партнеры по бизнесу. «Эдуард производит впечатление человека, обладающего неординарным умом, обаятельного, немножко с хитринкой, – говорит Владимир Герчик, директор сети «Электронный рай» в Омске. – Он умеет быстро принимать решения и с упорством воплощать их в жизнь». «Мертвого уговорит», – добавляет Алексей Бочаров, генеральный директор телевизионного завода «Арсенал» в Александрове (Владимирская область).

Торговую марку для нового телевизора Polar Поляков зарегистрировал в том же 1993 году. В арендованном цеху завода МАИ работали 15 человек, которые собирали примерно 500 телевизоров в месяц. «Мы первые в России сделали телевизоры в пластмассовом корпусе, с моно-шасси и телетекстом», – с гордостью заявляет Поляков.

К 1994 году телевизорами Polar заинтересовались региональные продавцы, и бизнес начал приобретать всероссийский масштаб. На вопрос о том, не мешали ли ему тогда развиваться криминальные структуры, Поляков отвечает: «Люди специфической наружности, спрашивавшие, с кем я работаю и кому плачу, приходили регулярно». Но у общительного бизнесмена «были друзья в милиции». Он давал их телефон незваным гостям, после чего те обычно второй раз не появлялись.

 

Жесткая конкуренция

 

К 1998 году выпуск телевизоров Polar достиг 3000 – 4000 штук в месяц, но после августовского кризиса производство на полгода остановилось. «Мы много потеряли, зато с рынка «стряхнуло» лишних людей», – уверяет Поляков.

К 1999-му рынок постепенно начал восстанавливаться. В Александрове как раз заработал «Арсенал», и Поляков перевез туда пресс-форму для штамповки корпусов, которую он купил еще до кризиса и установил сперва на московском заводе «Рубин».

В 2001 году компания продала уже порядка 70 000 телевизоров, а в 2002-м – 245 000. При этом оборот компании составил примерно $50 млн. Комплектующие теперь стали закупать в Корее, Германии и Китае.

Совершенно по-новому бизнес начал развиваться в 2003-м, когда резко возросла конкуренция. Российские сборщики телевизоров вдруг начали сбрасывать цены: в январе телевизор с диагональю 21 дюйм стоил в рознице порядка 6000 руб., сейчас – от 4500 руб. до 4700 руб. Прибыль производителей с единицы проданной продукции уменьшилась почти в два раза – до $10 – $15.

Бороться с падающей рентабельностью Поляков собирается, увеличивая оборот компании: в этом году она должна выпустить уже около 400 000 телевизоров. (Соответственно оборот может составить $70 млн – $100 млн.) Но это уже с учетом работы не только «Арсенала», но и открытого месяц назад завода в г. Черняховске Калининградской области.

Предприятие обошлось владельцам марки Polar в $4 млн, еще $6 млн должны быть инвестированы до конца года. В Черняховске кроме телевизоров будет выпускаться и крупная бытовая техника. Общая мощность всех конвейеров позволит производить в год до 1 млн телевизоров, 500 000 стиральных машин, 500 000 пылесосов и 500 000 СВЧ-печей.

«Мы собираемся делать стиральные машины прежде всего для регионов, – говорит о планах своего калининградского предприятия Поляков. – Партнеры попросили сохранить для бытовой техники название Polar, так как в регионах хорошо знают нашу торговую марку. Человек так устроен: если у него дома уже есть хорошо работающий агрегат, он предпочтет купить и другую технику под тем же именем». Кроме того, Поляков рассчитывает загрузить новые производственные мощности заказами от крупных зарубежных производителей. В дальнейших планах предпринимателя – выпуск домашних кинотеатров, LCD-телевизоров и телевизоров для автомобилей.

Поляков формулирует задачу своей компании предельно просто: отъесть долю рынка у производителей из Юго-Восточной Азии, прежде всего у корейцев. «Мы многие наши продукты делаем намного лучше, чем они», – утверждает предприниматель. Но тут же добавляет, что главный козырь корейских корпораций, который будет далеко не просто побить, – это огромные рекламные бюджеты. А фирма Полякова лишь в прошлом году провела первую и весьма скромную общероссийскую рекламную кампанию. В 2003-м рекламный бюджет марки составит $2 млн – $3 млн (из них на развитие брэнда пойдет 70%, остальное – на поддержку дилеров).

Тем не менее шанс укрепить свои позиции на рынке у Polar, как и у других российских компаний, остается. По словам Полякова, корейские фирмы постепенно оставляют сегмент дешевой продукции и переходят в более высокую ценовую нишу. А свято место, как известно, пусто не бывает.

Еще по теме

архив
Иллюзия стабильности
На минувшей неделе ведущие рейтинговые агентства мира заявили, что не поднимут кредитный рейтинг России до инвестиционного уровня до тех пор, пока в национальной банковской системе не будет предпринята хотя бы попытка реформирования. Оно и понятно – вот уже больше года, как в ЦБ действует новая администрация, а воз банковской реформы и ныне там: не принят закон о страховании вкладов граждан, умерла в спорах новая редакция Закона о банкротстве (которая позволила бы банкам более эффективно реализовывать свои залоговые права и призывать должников к ответу). Не говоря уже о том, что качество банковского надзора оставляет желать лучшего, по мнению аналитиков рейтинговых агентств. Так что внешнее благополучие, наблюдаемое в цифрах нашего традиционного банковского рейтинга по версии «Ко», на самом деле зыбкое. Ни рост капитализации лидеров российской банковской системы, ни высокие коэффициенты общей ликвидности, наблюдаемые у большинства российских банков первой сотни, не отражают реального положения дел. А оно таково: российские банки в подавляющей своей массе столь же малонадежны, как и накануне кризиса 1998 года. Так что смеем предположить, что при изменении мировой конъюнктуры цен на нефть ликвидность лидеров российского банковского рейтинга упадет столь же быстро, сколь быстро она до того выросла.
Иллюзия стабильности