Top.Mail.Ru
архив

«Говорить о буме пока рано…»

Динамика продаж, действия конкурентов плюс вероятный объем спроса – главные ориентиры для российских компаний, работающих на потребительских рынках. Макроэкономические показатели учитываются, но, как правило, остаются на заднем плане. Между тем покупательская активность напрямую зависит от состояния дел в базовых отраслях экономики. О том, какие факторы влияют на потребительский спрос, рассказывает заведующая лабораторией структурных проблем Института экономики переходного периода Ольга Изряднова.

 

«Ко»: Судя по темпам роста инвестиций в потребительских секторах (производство, розничная торговля, недвижимость), в России начинается потребительский бум. Насколько он обусловлен доходами от нефтяного экспорта? Нечто подобное наблюдалось накануне кризиса 1998 года, и в то время на спрос влиял рост денежной массы в стране за счет различного рода заимствований…

Ольга Изряднова: Говорить о потребительском буме пока рано. По такому показателю, как средняя заработная плата, мы еще не вышли на уровень 1997 года и только к нему приближаемся – за исключением Москвы и так называемых сырьевых регионов, где размеры зарплат превысили докризисные показатели. А зарплаты составляют 65% совокупного дохода российских граждан. Доля доходов от предпринимательской деятельности, собственности и ценных бумаг не превышает 20% (остальное – различные социальные трансферты). Объем розничного товарооборота в стране пока также меньше докризисного. Что касается нефтяных доходов. Да, они косвенно влияют на потребительский спрос. Но я бы не стала сравнивать это влияние с ситуацией накануне 1998 года – там действовали совсем другие факторы.

 

«Ко»: Косвенно – это как и в какой степени?

О.И.: Давайте смотреть. В марте 1999 года мировые цены на нефть пошли вверх. Повысилась эффективность инвестиций в нефтедобычу. Инвестиционный спрос сырьевого сектора инициировал ускорение темпов роста в машиностроении (оборудование для добычи и переработки нефти), к ним подключились черная металлургия (трубы) и сервисные сектора (транспорт, связь, информационные технологии). Все это обеспечило появление новых рабочих мест и повышение уровня зарплат в данных отраслях. Далее, российский бюджет примерно на 40% пополнится налогами с нефтяных компаний, прибыли которых кардинально зависят от экспорта. Прогнозируемые цены на нефть (минимальная и максимальная) входят в число основных макроэкономических показателей для расчета доходной части бюджета. А от бюджета зависят зарплаты работников государственных предприятий и организаций, пенсии и пособия, то есть доходы около 30% российских граждан. Это другое направление «нефтяного влияния» на потребительский спрос.

 

«Ко»: Можно ли прогнозировать неблагоприятные последствия такой зависимости?

О.И.: Я думаю, катастрофического падения цен на нефть, как, например, в середине 1980-х (тогда это совпало с кризисом советской плановой экономики и ускорило ее развал), уже не будет. Бюджетный прогноз на 2004 год – минимум $18,5 за баррель. Пока нет оснований говорить о том, что цены могут упасть ниже.

 

«Ко»: Так называемый процесс импортозамещения как-то повлиял на потребительский спрос?

О.И.: Конечно. И я хотела бы остановиться на этом аспекте. Первый посткризисный год отличался снижением зарплат по стране в целом, и особенно в отраслях, работавших на замещение импорта. В условиях высокой инфляции уровень оплаты труда определялся необходимостью снижения себестоимости продукции. Однако затем, когда темпы роста промышленных инвестиций ускорились, невысокий уровень потребительских расходов стал оказывать негативное влияние на динамику производства. Со второй половины 2000 года уровень реальной зарплаты начал повышаться, значительно опережая динамику производительности труда. Рост потребительского спроса дал дополнительный импульс экономике, и уже в 2000 году прирост ВВП составил 9%.

 

«Ко»: Вы говорите о потребительском спросе в целом. Но есть покупатели с высокими доходами, менее других чувствительные к уровню цен…

О.И.: Да, но такие потребители придирчиво относятся к соотношению цены и качества. И если решают, что оно не в пользу российской продукции, то легко переходят на импортные аналоги. Что, кстати, мы сейчас и наблюдаем: в структуре розничного товарооборота наметилась тенденция к увеличению доли импорта, причем наиболее интенсивно растет доля непродовольственных потребительских товаров. Рост внутреннего потребления, как правило, в значительной степени обеспечивает средний класс. Но в России этот слой населения пока слишком малочисленный.

Еще по теме