Top.Mail.Ru
архив

Грабители кодов

17.02.201400:00

Многие наверняка помнят сцену из фильма "Брат-2", в которой главный герой в исполнении Сергея Бодрова-младшего с помощью ноутбука вскрывает сигнализацию автомобиля и угоняет его. Но в действительности свыше десяти лет назад, когда снималась эта лента, одного персонального компьютера для кражи машины было недостаточно. Оборудование для перехвата шифрованного сигнала, передаваемого брелоком автосигнализации, занимало чуть ли не целый чемодан. Их использовали производители автосигнализаций, специализированные автосервисы и страховые компании для проверки надежности автоохранных систем. Тогда кодграбберы (дословно - похитители кодов) являлись штучным товаром и стоили десятки тысяч долларов. Кроме того, применять их в "полевых" условиях из-за больших размеров было крайне сложно. За прошедшие годы кодграбберы уменьшились в размерах в десятки раз. Сейчас устройства для считывания кодов автосигнализации можно легко поместить в корпус практически любого мобильного гаджета, от сотового телефона до MP3-плеера, а цены на них упали в разы. "Ранее невозможно было купить кодграббер дешевле 300 000 руб., поэтому позволить себе его мог далеко не каждый. Сейчас устройства продаются менее чем за 100 000 руб., и приобрести их может почти каждый", - констатируют эксперты компании "Автолокатор".

автобизнес

"С помощью считывания сигнализаций автомобилей в ушедшем году было совершено 74% попыток угонов. Следом идут повреждение замка двери (13%) и замка зажигания (9%), разбитие стекла (4%)", - приводит статистику начальник оперативно-дежурной службы группы компаний "Аркан" Александр Микрюков. При этом 90% сигнализаций не в состоянии противодействовать угону автомобиля с использованием кодграббера.

"В конце 1990-х группа специалистов разрабатывала систему мониторинга для автомобилей вневедомственной охраны. Она должна была кратно сократить время прибытия оперативных служб к месту происшествия, так как оператор видел на экране своего компьютера, кто из экипажей находится ближе всего", - вспоминает генеральный директор ГК "Аркан" Владислав Берент. Эта технология разрабатывалась компанией "Балтавтопоиск" (контролировалась "Телекоминвестом" "питерских связистов") в рамках Федеральной целевой программы Министерства по связи и информатизации "Электронная Россия". Учитывая, что инициатором создания сети являлся фактически "Телекоминвест", который, как говорят, контролировался "питерскими связистами" во главе с тогда еще действующим министром связи Леонидом Рейманом, несложно предположить, что "Балтавтопоиск" пытался пролоббировать формирование федеральной системы, которая охватывала бы практически все автомобили оперативных служб. Расходы на разработку такой системы сопоставимы с затратами на создание нового федерального сотового оператора, а учитывая, что финансировать всю эту работу предполагалось из бюджета, для организаторов данный проект мог оказаться просто золотым дном. Однако "питерским связистам" не удалось продвинуть "золотоносный" проект, и на каком-то этапе, создав работающую сеть в Санкт-Петербурге, компания решила вывести свой продукт на рынок автомобильных противоугонных систем. Тем более что технология была запатентована и уже отработана на автомобилях оперативных служб. Хотя есть и другая версия перехода проекта на коммерческие рельсы: помимо собственных частот, для пеленгации автомобиля разработчики использовали американскую систему спутниковой навигации GPS. Российская ГЛОНАСС пребывала в зачаточном состоянии, и ориентироваться на зарубежную навигацию при работе с правоохранительными органами, а тем более создавать федеральную сеть было довольно опасно. Дело в том, что система GPS полностью контролируется американскими властями, которые в любой момент могут отключить ее для определенной территории, скорректировать получаемую пользователями информацию или попросту отследить передвижение машин оперативных служб. С точки зрения государственной безопасности использование GPS - весьма рискованная затея. Достаточно вспомнить хотя бы операцию вооруженных сил США против режима Саддама Хусейна в Ираке в начале 1990-х, получившую название "Буря в пустыне". Тогда спутники Navstar (основа группировки системы GPS) были смещены на орбите на 7 км, и иракские военные, использовавшие навигацию, фактически "ослепли". Чтобы не зависеть от прихотей Вашингтона, Москва как раз и решила разрабатывать ГЛОНАСС. Но в конце 1990-х - начале 2000-х, когда развивался прообраз компании "Аркан", ни о какой работающей отечественной системе спутниковой навигации не могло идти и речи. Владислав Берент отчасти соглашается с этой версией, однако подчеркивает, что 15 лет назад система GPS тоже была распространена крайне слабо. В отличие от сегодняшнего дня, очень мало кто мог позволить себе установить спутниковую навигацию в автомобиле, поэтому говорить о ненадежности GPS как об основной причине перехода на коммерческое использование не приходится.

Идея начать коммерческое использование "Аркана" оказалась успешной: технология запатентована, а пеленгаторы настроены на определенную частоту, выделенную именно под работу этой системы. Производить дешевые копии просто не имеет никакого смысла, так как придется заново строить всю сеть пеленгаторов, а это огромные капиталовложения и сомнительные перспективы. Поэтому ГК "Аркан" прочно заняла свою нишу и, как признает ее генеральный директор, демонстрирует ежегодный прирост абонентской базы на 25%, а чистой прибыли - на 28-30%. Однако более подробные финансовые результаты компания не раскрывает. Тем не менее у "Аркана" на сегодняшний день уже 70 000 клиентов. Учитывая минимальную стоимость противоугонного комплекса на автомобиль, установленную на уровне 37 000 руб., этот бизнес для компании весьма прибыльный. Однако в сегменте охранных сигнализаций конкуренция весьма высока, а значит, рассчитывать на получение какого-то сверхдохода не приходится. Совсем другое дело - программы с участием государственных компаний, министерств и ведомств, которые изначально, еще с момента создания, ГК "Аркан" и планировала реализовывать. Тут есть где развернуться, причем можно даже рассчитывать на строительство собственной сети за счет бюджетных средств и денег госкомпаний. В этом случае "Аркан" может получить неоспоримое конкурентное преимущество, не говоря уже о значительном наращивании клиентской базы. Тем более что с полноценным запуском ГЛОНАСС вопрос о стабильности работы американской системы навигации снят.

Владислав Берент не без гордости говорит, что в скором времени бизнес должен продемонстрировать в буквальном смысле слова взрывной рост. По неподтвержденным данным, компания намерена добиться этого за счет широкого внедрения услуг телеметрии в госсекторе. То есть, несмотря на то, что Леонид Рейман уже давно не играет на политической арене, его команде все же удалось продвинуть давнюю идею. И коммерческое использование "Аркана" в качестве автомобильной сигнализации было не более чем "лирическим отступлением" от изначально разработанного плана по освоению бюджетных средств.


Их ищет полиция

Специалисты компании "АльфаСтрахование" составили рейтинги самых угоняемых автомобилей по России и Москве за 2013 год. Лидирует в нем "Лада Приора" (13,7% от общего количества угонов). На втором месте всероссийского рейтинга - Toyota Land Cruiser 200 (5,3%), на третьем - Toyota Highlander (4,6%). С 4-го по 8-е место заняли Infiniti FX, Range Rover Sport, Range Rover, Toyota Camry и "Лада Гранта" (по 3,8%). 9-е и 10-е места достались автомобилям Mazda 3 и Lexus RX с результатами 3,1% и 2,3% соответственно.