Грабли Сороса
В начале августа группа МЕНАТЕП объявила о приобретении 100% акций компании KPNQwestEboneCentralEuropeBV (бывшая GTSCentralEuropeHoldingsBV). Последняя компания является частью обанкротившейся европейской телекоммуникационной KPNQwest. МЕНАТЕП выкупил акции центральноевропейского отделения KPNQwest у его кредиторов – банковского синдиката, возглавляемого Citigroup.
По словам директора группы МЕНАТЕП Платона Лебедева, покупка оценена в 36,5 млн евро. Сумма сделки была определена после независимого аудита, проведенного компанией Ernst & Young. Официально сделка будет закрыта после выполнения некоторых формальностей – получения одобрения окружного суда Амстердама и согласия комитета кредиторов.
Новым владельцем KPNQwestEboneCentralEurope станет «дочка» МЕНАТЕПа – гибралтарский офшор AntelHoldings. По словам директора AntelHoldings Александра Кабановского, сделанное приобретение – продолжение политики МЕНАТЕПа по диверсификации своего бизнеса. «У нас уже есть телекоммуникационные компании, занимающиеся магистральной связью в России и США. Теперь мы расширим нашу географию за счет стран Центральной и Восточной Европы», – говорит Кабановский.
В недобрый час
МЕНАТЕП задешево приобретает активы, в которые в свое время было вложено около $3 млрд. Строительство сети начала GlobalTeleSystems, одним из основателей которой был Джордж Сорос. Однако GTS создала компанию в недобрый час. Несмотря на шумиху по поводу Интернет-бума, сети ведущих магистральных операторов были загружены менее чем наполовину – взрывного роста трафика в связи с развитием Интернета не было. А начавшийся экономический спад и сократившийся спрос на услуги связи вынудили западных телекоммуникационных операторов снижать тарифы на дальнюю связь и передачу данных. Бизнес GTS стал убыточным, а ее сеть – недогруженной, что привело к банкротству компании.
Крупнейшую в Европе кабельную сеть, проложенную в 18 странах, приобрели голландская RoyalKPNNV и американская QwestCommunicationsInc., создавшие совместное предприятие KPNQwest. Однако в скором времени эти компании понесли серьезные убытки на своих домашних рынках, а новое СП не смогло быстро вернуть вложенные инвестиции. В 2001 году обороты KPNQwest, по заявлению самой компании, составили 133 млн евро, тогда как долги – $1,7 млрд евро. В результате 31 мая 2002 года KPNQwest объявила себя банкротом. Сейчас идет дележ наследства KPNQwest. На часть сети KPNQwest претендовал главный конкурент компании – шведская Telia. Шведы требовали от кредиторов обанкротившейся компании выставления активов на открытые торги. Но кредиторы эти требования не удовлетворили, и Telia была вынуждена довольствоваться приобретением инфрастуктуры KPNQwest только во Франции. Голландскую часть сети приобретает за $19,6 млн материнская компания KPN, сеть в Норвегии – компания CatchCommunication, в Швейцарии – ViaNetworks. Фрагменты сети в Чехии, Румынии, Венгрии, Словакии, Эстонии и других странах Восточной Европы работали как самостоятельные компании, пока их не приобрел МЕНАТЕП.
Семь углов под одной крышей
МЕНАТЕП – еще одна российская ФПГ (после АФК «Система» и «Альфа-групп»), проявляющая серьезный интерес к телекоммуникационным активам и занимающаяся скупкой компаний связи. «Для российских компаний с большими оборотами, для «олигархических структур» вообще характерен интерес к телекоммуникационному сектору. Яркий тому пример – «Альфа-групп», – говорит аналитик компании «Ренессанс Капитал» Вячеслав Николаев. – Группа МЕНАТЕП в этом смысле не исключение. Один из главных активов МЕНАТЕПа – нефтяная компания ЮКОС, а нефть – это очень большие обороты».
Конкуренты МЕНАТЕПа считают действия группы оправданными. «Многие телекоммуникационные активы на Западе сегодня недооценены, – говорит директор по стратегическому и инвестиционному планированию «Альфа-групп» Владимир Бернштейн. – Но мы в отличие от МЕНАТЕПа не занимаемся вложениями в западные компании: достаточно велик и потенциал рынка России и стран СНГ».
Однако покупки МЕНАТЕПа носят случайный и разрозненный характер. Зачастую группа приобретает компании, от которых отказались прежние акционеры.
Так, в конце 2001 года AntelHoldings приобрела за $100 млн российские активы американской AndrewCorp. Сюда входят компании фиксированной связи, объединенные в холдинг «МирТелеКом» и работающие в Москве и Санкт-Петербурге: «Раском», «Магистраль-Телеком», «Макомнет», «Метроком» и МКС.
Примерно в то же время, в декабре 2001 года, МЕНАТЕП создал компанию AntelTelecom со штаб-квартирой в Чикаго, которая стала реселлером транзитного телефонного трафика между США и странами Латинской Америки и СНГ. В мае 2002 года AntelHoldings инвестировала в развитие AntelTelecom $1,3 млн.
Александр Кабановский утверждает, что новое приобретение в Европе – логичное развитие телекоммуникационного крыла МЕНАТЕПа. «Бизнес KPNQwest полностью аналогичен бизнесу компаний «МирТелеКома». В обоих случаях мы имеем дело с магистральными операторами связи. Компании обслуживают одну и ту же категорию клиентов – корпоративный бизнес. Различается лишь географическое положение. Покупка активов KPNQwest проходит в русле нашей стратегии расширения. Сейчас мы обсуждаем возможные новые приобретения, но я пока не готов объявить, какие именно компании могут быть куплены», – сказал он.
Коза & баян
Аналитики и специалисты рынка считают, что никакой внятной стратегии развития в области телекоммуникаций у МЕНАТЕПа нет. Один из топ-менеджеров российской телекоммуникационной компании, пожелавший остаться неназванным, сказал в интервью «Ко»: «У МЕНАТЕПа есть определенные финансовые средства, которые он предпочитает инвестировать. В МЕНАТЕПе считают, что в данном случае фондовый рынок важнее, чем наличные. Но эти вложения очень разнородны, а мотивы инвестиций непонятны. Вряд ли это продуманная стратегия – речь скорее идет о чьей-то политической воле. Очевидно, кто-то из топ-менеджеров МЕНАТЕПа считает, что нужно вкладывать деньги в телекоммуникационный сектор. По крайней мере прошлой осенью, когда МЕНАТЕП приобретал компании, принадлежавшие Andrew, проработанной стратегии развития этих активов у группы не было».
Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Дружинин считает, что на фондовый рынок приобретение МЕНАТЕПа большого влияния не окажет. «Если вложение окажется удачным – капитализация компаний МЕНАТЕПа увеличится не сильно. Если неудачным – не слишком сильно уменьшится. Если сделка осуществляется с целью диверсификации бизнеса, то вряд ли она полезна. Как показывает практика, разумнее концентрироваться на своем основном бизнесе. Например, чтобы организовать управление «ТрансТелеКомом», МПС было вынуждено заняться поиском менеджеров из телекоммуникационных компаний».
Пока, как показывает опыт, телекоммуникационные активы, приобретенные российскими ФПГ, развиваются как независимые единицы. Яркий пример – компании «Вымпелком» и «Голден Телеком», акционерами которых в 2001 году стала «Альфа-групп». Намерение тогдашнего генерального директора управляющей компании «Альфа-Эко Телеком» Станислава Шекшни максимально интегрировать бизнес двух операторов и создать новые конвергентные услуги, по его свидетельству, окончились ничем. «Вымпелком» и «Голден Телеком» поддерживают лишь те формы сотрудничества, которые сложились исторически. Например, «Вымпелком» приобретает «прямые» московские номера у входящей в холдинг «Голден Телеком» компании ТСМ (сегодня она находится в составе компании «Телеросс»). А так приоритеты у двух операторов различны. «Вымпелком» продолжает развивать региональную сеть сотовой связи, а «Голден Телеком» концентрируется на бизнесе фиксированной связи.
Еще по теме









