Top.Mail.Ru
архив

Грациозный бронтозавр

Сеть супермаркетов Wal-Mart выбилась в лидеры международного бизнеса благодаря высоким технологиям. В 1990-е годы компания перестроила бизнес, добилась более высокой эффективности и преподнесла тем самым урок конкурентам. За Wal-Mart потянулись и другие западные торговые сети. Сейчас автоматизацией бизнеса занялись и российские супермаркеты.

 

Невероятно, но факт: лидер отрасли, компания-монстр куда более подвижна, чем ее конкуренты помельче. Wal-Mart возглавляет список самых крупных компаний в мире. Каждый день в 4457 магазинах сети продается товаров на $1,25 млрд. У Wal-Mart 30 000 поставщиков по всему миру, но при этом ее производственные издержки остаются одними из самых низких в индустрии ритейла. Компания добилась высокой эффективности благодаря реформам, предпринятым в 1990-е годы. Wal-Martне жалела инвестиций на пересмотр бизнес-процессов. В рамках этих реформ были по-новому выстроены отношения с партнерами, скорректирована система хранения и доставки товаров и даже изменено месторасположение магазинов. Одной из главных составляющих реформ была автоматизация.

 

Возмутитель спокойствия

Chief Information Officer Wal-Mart Кевин Тернер говорит, что стратегия компании в области информационных технологий (ИТ) базируется на трех основных постулатах: «Мы строим все решения на единой платформе; мы управляем системой централизованно; наши компьютерные инженеры считают себя в первую очередь продавцами и только потом ИТ-специалистами».

Поддержание единой платформы – очень сложная задача для компании. Бизнес Wal-Mart включает в себя огромное количество разноплановых подразделений, в числе которых аптеки, закусочные, автосервис, ювелирные магазины, аукционы и т.д. Кроме того, при выходе на новые рынки Wal-Mart обычно поглощает нескольких крупных местных игроков, обладающих своей собственной информационной инфраструктурой. Сохранять в подобной ситуации единую платформу сложно, однако Тернер считает, что такой подход окупает себя.

Региональные офисы Wal-Mart свободны в принятии управленческих решений, но информация обо всех принятых решениях стекается со всех уголков земного шара в единый информационный центр в Бентонвиле, штат Арканзас. Центром всей информационной системы компании служат «два кита», на которых держится весь бизнес Wal-Mart: база данных NCR Teradata, содержащая более 24 терабайт информации о товарах, ассортименте магазинов, торговых операциях и отношениях с поставщиками, и сеть RetailLink, связывающая Wal-Mart с партнерами и собственными магазинами по всему миру.

Одним из приоритетных направлений развития ИТ-инфраструктуры компании стал максимально тесный и оперативный обмен информацией с партнерами. Аналитики McKinsey говорят, что подобную стратегию использовали две компании, темпы роста которых сейчас называют феноменальными, – Dell Computer и Wal-Mart. В частности, Wal-Mart совместно с компанией Procter & Gamble создала систему автоматического пополнения склада. Кассовые аппараты сети Wal-Mart связаны с поставщиком, и когда покупатели приобретают продукты Procter & Gamble в магазинах Wal-Mart, система автоматически формирует новый оптовый заказ и отправляет его в Procter & Gamble по электронной почте.

Информационную систему Wal-Mart в ее нынешнем виде начал формировать предшественник Тернера – Рэнд Мотт. Разработанная Моттом в 1994 году программа информационного развития компании принесла плоды уже меньше чем через год. Продажи выросли на 11%, а прибыль – на 14%. Кевин Тернер уверен, что останавливаться в совершенствовании системы нельзя: «Мы должны переложить на систему все, что только можно». По словам Тернера, компания не упускает из виду ни одно перспективное начинание в сфере высоких технологий.

Сейчас Wal-Mart активно развивает Интернет-проекты – собственный мегапортал WalMart.com и совместный с AOL портал shopsmart.com. В ближайшем будущем в Wal-Mart планируют освоить беспроводные технологии, позволяющие покупателям оплачивать покупки прямо с мобильного телефона. Массачусетский технологический институт по заказу Wal-Mart ведет исследования в области так называемых cheap chips – дешевых микрочипов, которые будут содержать информацию о товаре и которые можно использовать вместо традиционного штрих-кода.

Wal-Mart не единственная западная сеть супермаркетов, которая увеличивает эффективность бизнеса при помощи ИТ-решений. В торговле есть показатель «добавленная стоимость за час». В период с 1987-го по 1995 год в зарубежных супермаркетах этот показатель составлял 2%, а за 1995 – 1999 годы вырос до 6%. Это явление специалисты назвали «эффектом Wal-Mart». В 1987 году компания занимала в своем секторе всего 9%, но по объему продаж на одного сотрудника опережала своих конкурентов на 40%. Именно тогда были заложены основы стратегии, которая в конце концов сделала Wal-Mart самой крупной компанией мира. Вице-президент крупнейшей сети супермаркетов Target Джералд Сторч в свое время назвал свою компанию «учеником Wal-Mart». Под этим высказыванием могут подписаться менеджеры и других торговых сетей.

 

Иномарка или «кузов с оцинковкой»?

Приобщиться к «эффекту Wal-Mart» хотели бы и российские супермаркеты. Менеджерам отечественных торговых сетей не дает покоя интерес к российскому рынку со стороны Metro, Auchan и других западных торговых монстров, в том числе и самой Wal-Mart. «Российский рынок ИТ-решений для торговых сетей растет, потому что сети испытывают болезни роста. Когда количество объектов в сети превышает определенный порог, наступает кризис управления: становится неэффективной логистика, происходит омертвление запасов и капиталов, снижается маржа. В условиях жесткой конкуренции (по крайней мере в Москве и Петербурге) допускать такое нельзя», – говорит президент компании «СВ-Техносила» Олег Баринов.

Большинство российских супермаркетов начали автоматизацию с попыток совместить свои собственные разработки со специализированной бухгалтерской программой. Затем многие сети перешли к интегрированным системам ERP-класса (Enterprise resource planning. – Прим. «Ко»). Впрочем, так поступили не все. Например, «Седьмой континент» не нашел на рынке подходящего решения и заказал разработку системы сторонним фирмам. В проекте принимали участие и западные, и российские разработчики.

Альянс зарубежных и отечественных программистов – явление очень редкое. Обычно одни торговые компании делают выбор в пользу российских производителей информационных систем, другие – в пользу западных. Например, руководитель проекта «ГУМ-Интернет» Тимур Аитов считает, что западные модели сегодня мало пригодны для России, поскольку велик риск приобретения морально устаревшего продукта: «Копировать западные схемы удобно, поскольку ничего не надо изобретать. Но при таком подходе становишься в «хвост поезда» – копия никогда не превзойдет оригинал».

Генеральный директор сети дискаунтеров «Дикси» Томс Берзинь напротив, считает, что западные системы предпочтительнее, поскольку заложенные в них бизнес-схемы уже давно опробованы на практике. Директор ИТ-департамента компании «Дикси» Владимир Тихонов говорит, что использование новой ERP-системы помогает снизить производственные издержки в различных департаментах компании до 30%.

Менеджеры сети супермаркетов «Пятерочка» также делают ставку на западный продукт. В конце 2002 года «Пятерочка» планирует ввести в строй центр логистики. Инвестиции в проект составят $7 млн, а комплекс площадью около 30 000 кв. м станет одним из крупнейших терминалов России. Он будет оснащен программным обеспечением (ПО), которое позволит контролировать движение товаров от поставщика до магазина. Для этого планируется установить специальные радиоустройства, способные считывать штрих-коды и отслеживать перемещение товаров в режиме online. Проект по автоматизации и механизации позволит снизить трудозатраты на 30%, сократить объем занимаемых складских площадей в 2,5 раза, а также вдвое сократить время на обработку груза. Для автоматизации логистического центра «Пятерочка» использует ПО американской компании ЕХЕ Technologies. «На Западе технологии ЕХЕ используют до 80% крупных ритейлеров, в том числе Tesco, Sainsbury, Guess, Hannaford, Metro, Wal-Mart Stores, Bradlees Stores. Наша компания рассматривает автоматизацию как составную часть бизнес-стратегии», – поясняет Сергей Лепкович, директор сети магазинов «Пятерочка».

А торговый дом «Перекресток» выбрал в качестве платформы для автоматизации систему Microsoft Navision Axapta. «Начиная проект, мы понимали, что стандартная версия Axapta не удовлетворяет требованиям нашей компании. Однако мы приняли во внимание то обстоятельство, что систему можно модифицировать. Риск оказался оправданным», – говорит заместитель генерального директора ТД «Перекресток» Анна Соломатина.

Автоматизация распределительного центра в «Перекрестке» осложнялась тем, что перестройка велась без остановки – переход на новую систему шел поэтапно. Однако результаты внедрения стали очевидными уже через несколько месяцев после завершения проекта. По словам директора по логистике ТД «Перекресток» Ивана Балакирева, время сбора и отгрузки заказов сократилось с 28 часов до 22. Вдвое уменьшились суммы «перезаказа» и «недозаказа». Общий товарный запас склада благодаря эффективному использованию уменьшился на 20%.

В ходе работы над проектом в «Перекрестке» были созданы оригинальные разработки, дополняющие стандартную функциональность Axapta. Теперь «Перекресток» совместно с консалтинговой компанией Columbus IT Partner, принимавшей участие в проекте, собирается продавать пакет «Решение для распределительного центра» другим торговым компаниям.

 

Думай сам!

Таким образом, спектр решений для ритейла весьма широк – от коробочных продуктов местного производства до «тяжелых» западных систем. По мнению Олега Баринова, однозначного ответа на вопрос о том, какое ИТ-решение предпочтительнее, не существует: «Есть множество факторов, которые нужно учитывать при выборе решения. А конечный результат зависит от квалификации команды заказчиков и исполнителей».

По мнению аналитиков Aberdeen Group, информационные технологии не приносят ожидаемых результатов, если ИТ-решения внедряются обособленно, а не в рамках общей стратегии развития компании.

Практики говорят то же самое. «Наш опыт работы с торговыми компаниями показывает, что использование ИТ-решений может быть эффективным только в том случае, если эти решения являются инструментом стратегических изменений в компании. Мало выбрать правильное ИТ-решение, найти оптимальное место для магазина и нанять квалифицированных сотрудников. Нужно, чтобы все эти шаги были составляющими некой глобальной стратегии, тогда все мероприятия дают синергетический эффект», – утверждает президент Columbus IT Partner Владимир Демин.

Еще по теме