Грузите водку бочками
Разговоров вокруг алкогольного рынка всегда было много, сегодня же ажиотаж вокруг подорожания алкогольной продукции довел до того, что и.о. президента Владимиру Путину пришлось дать публичное обещание, что цена на сорокаградусную не изменится. Впрочем, глобальные изменения на рынке спиртных напитков все-таки грядут. Подспудно шедшая весь прошлый год борьба в любой момент готова вылиться в решающее сражение. О некоторых переменах, ожидающих алкогольный рынок в этом году, в интервью "Ко" рассказал президент Русской винно-водочной компании (РВВК), президент Российского союза производителей и продавцов алкогольной продукции Артур Перепелкин.
"Ко": С момента образования РВВК компания подвергалась серьезным структурным изменениям. Какова цель осуществляемых перемен?
Артур Перепелкин: Программа РВВК - создание первой вертикально интегрированной структуры на отечественном алкогольном рынке, образование единой технологической цепочки -от выпуска сырья для производства напитков до поставок готовой алкогольной продукции в розничную сеть. Первый этап предполагает выпуск портфеля алкогольных брэндов по основным направлениям: шампанское "Риорита", коньяк "Бастион", две водки "Дядя Ваня" и водка класса премиум - "Флагман". С развитием последнего брэнда мы связываем большие надежды, так как именно ему отводится роль национальной торговой марки. "Флагман" уже продается в большинстве регионов страны, она признана на российском рынке. Водка "Флагман" стала лауреатом международного конкурса "Лучший продукт на российском рынке" и получила Гран-при на завершившейся недавно "Продэкспо-2000". В ближайшее время надеемся вывести "Флагман" и на международный рынок.
"Ко": Каковы инвестиционные планы РВВК?
А.П.: До 2005 года РВВК намерена инвестировать $75 млн в производство алкогольных напитков, плюс $20 млн в развитие торговых марок в различных спектрах алкогольной продукции. По проекту предполагается строительство 12 заводов и реконструкция ряда профильных предприятий. В настоящее время уже начаты работы по строительству заводов в Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге и реконструкции спиртового комплекса в Орловской области.
"Ко": РВВК ведь один из самых крупных импортеров алкогольной продукции, как удается удержаться от конкуренции между брэндами внутри компании?
А.П.: Специалистам компании удалось разработать достаточно гибкую стратегию развития, чтобы использовать и совершенствовать как собственные, так и чужие торговые марки, не создавая при этом внутриконкурентного портфеля. Мы начинаем выпуск ряда торговых марок на Западе. А то, что производится в России, пытаемся довести до уровня мировых стандартов. Вернуть российской водке былое положение на международном рынке и потеснить псевдорусские брэнды. Отечественный алкоголь должен быть представлен там в любом виде. Продажа спирта, водки в бочках и бутилированной продукции.
"Ко": Но это вряд ли возможно сделать силами одной только РВВК.
А.П.: В прошлом году был создан Российский союз производителей и продавцов алкогольной продукции. В союз вошли 12 крупных предприятий, которые обеспечивают 40% российского алкогольного рынка. Это Алтайспиртпром, Липецкспиртпром, ОАО "Родник", ЗАО "Московский завод "Кристалл", ЗАО "ТД "Смирновъ" и другие. В ближайшее время к союзу присоединится и Туласпиртпром.
До сих пор все объединения носили локальный характер и, естественно, не могли решить ключевые вопросы, возникающие в отрасли. Сейчас в первую очередь необходимо провести анализ ситуации и выйти в правительство с полным пакетом законопроектов. Нужно думать об увеличении экспортного потенциала и помогать региональным заводам выйти на мировой рынок. Минсельхозпродом союзу поручено составление плана развития алкогольной отрасли на ближайшие пять лет.
"Ко": Это своеобразный реванш за провал алкогольного лоббирования в 1998 году?
А.П.: Если вы говорите о введении монополии, то она существует у нас с 1995 года. Монополия - это система государственного регулирования алкогольной отрасли. От ее введения легальные производители только выиграли. Уменьшилось количество нелегалов, пресечен был контрабандный ввоз спирта. Сделали то, на что ранее политической воли не хватало.
Угроза со стороны импорта полностью надуманна. Ну нет в России рынка виски, как нет культуры потребления этого напитка. Рынок виски начал формироваться в Москве, но угрозы для основного продукта, водки, он практически не представляет. Дело в другом. Назрела необходимость создания специальной структуры, которая могла бы грамотно оценить ситуацию на алкогольном рынке.
"Ко": Каковы причины последних событий вокруг повышения цен на готовую продукцию?
А.П.: Повышение акцизов - процесс закономерный и вполне естественный, другое дело, что у нас акцизную ставку поднимают редко и резко. Страдают потребители, страдает рынок. Проходит некоторое время, прежде чем ситуация стабилизируется и потребители привыкнут к новым ценам.
"Ко": Судя по последним событиям, можно предположить, что алкогольный рынок в этом году ожидают значительные перемены.
А.П.: Здесь опять придется вернуться к акцизам. Система сбора акцизов была построена настолько своеобразно, что создала значительные экономические барьеры. Бороться с этим на региональном уровне бесполезно. Ситуация доведена до абсурда. За последние 10 лет количество алкоголепроизводящих предприятий увеличилось со 120 до 900, и можно с уверенностью сказать, что 800 из них - это плохо оборудованные цеха со старым, изношенным оборудованием. Из-за таких предприятий на рынке создалась сверхконкуренция. Производители не могут сделать нормальную марку, спиртзаводы работают с 5-процентной рентабельностью. Соответственно и возможности дальнейшего развития производства, замены устаревшего оборудования и освоения новых технологий у них практически отсутствуют. На старых заводах износ оборудования составляет 95%. Могу смело утверждать, что по состоянию предприятий более нищей отрасли, чем алкогольная, сейчас нет. Имеет смысл изменить всю систему сбора акцизов, перенести ее с места производства на места продаж.
В течение этого года ситуация должна измениться. Существует два пути решения этого вопроса. Первый - когда все акцизы будут идти в федеральный бюджет и уже оттуда расходиться на места, но при нынешнем недоверии к центру это малоосуществимая затея. Другой путь - тот, о котором я уже говорил: перенести акцизы на места продаж. Экономические границы между субъектами Федерации, ставшие за последние годы более закрытыми, ликвидируются сами собой.
"Ко": Почему же ситуация воспринимается производителями так неоднозначно?
А.П.: При введении новой системы акцизов закроется масса заводов. Все вышеобозначенные 800 предприятий - собранные на скорую руку цеха - реальной конкуренции не выдержат. Тем более что многие держатся в основном за счет полулегального производства. Произойдет внутреннее перераспределение. Конкурентную продукцию будут выпускать всего несколько компаний, которые начнут обладать критической массой. Остальные займут специфические ниши. Исторически в каждом российском доме имелось до 40 видов различных водок. При этом водка в чистом виде практически не употреблялась, основное потребление приходилось на всевозможные настойки, аперитивы. Сейчас все возвращается на круги своя. Так что основная тенденция рынка - рост продаж "цветных" водок. Каждый регион порадует потребителей чем-нибудь особенным. Основной же продукт будет сосредоточен в руках нескольких крупных компаний. Вот за них-то и ведется сейчас борьба.