Грузы застревают в Казахстане на несколько дней

В ноябре 2024 года средний срок ожидания на международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП) между Россией и Казахстаном увеличился в два раза по сравнению с октябрем. Теперь на границе можно простоять до четырех дней. И в предновогодний период время простоя может значительно вырасти. 

В компании ПЭК, крупнейшем российском грузоперевозчике, считают, что больше всего машины простаивают в заторах с казахстанской стороны на МАПП «Петухово — Жана Жол», МАПП «Бугристое — Кайрак» и МАПП «Веселоярск — Ауыл». Это связано с острой нехваткой мощностей для оформления автотранспорта и дефицитом подъездных путей. Регистрация в электронной очереди с казахстанской стороны на погранпереходах ограничена из-за периодических сбоев в работе сервиса Cargo Ruqsat.

«Если при пересечении границы возникла поломка транспортного средства или компания неверно оформила документы — остальные транспортные средства образуют многокилометровый затор, вынуждено ожидая разрешения ситуации», — пояснил руководитель «ПЭК: GLOBAL» Сергей Денисов.

Также средний срок ожидания на МАПП между Россией и Казахстаном растет из-за увеличения количества досмотров на направлении. Сейчас проверяются 90—95% от общего числа грузов, следующих из сопредельной республики. Процедура может длиться от десяти минут до двух суток при досмотре с полной выгрузкой отправлений из грузовика.

В апреле 2023 года Казахстан ввел обязательное оформление сопроводительных накладных на товары (СНТ) во взаимной торговле со всеми странами ЕАЭС. Поэтому экспортный контроль проходят все грузы, следующие через территорию республики — как для юридических, так и для физических лиц. Перечень товарных групп, для экспорта которых требуются специальные разрешения, с начала года вырос на 25%, до 145 единиц. Он имеется в открытом доступе, однако информация остается разрозненной.

«Из-за этого перевозчики до сих пор сталкиваются с ситуациями, когда сопроводительные документы на товар могли быть оформлены верно, а на следующий день — вступили в силу изменения, и оказалось, что нужны специальные разрешения, которых нет. Компании вынуждены экстренно оформлять недостающие документы, а транспортные средства — простаивать на границе», — рассказал Денисов.

К 12 ноября средний срок доставки между Казахстаном и Россией вырос на 32% по сравнению с октябрем, и теперь перевозка из Алма-Аты в Москву занимает 11—14 дней. При этом стоимость автодоставки за месяц увеличилась на 15% и продолжает расти.

«На фоне резкого роста объемов грузоперевозок из Китая в предновогодний сезон, грузопоток в Россию через территорию сопредельной республики за сентябрь-октябрь увеличился на 30% по сравнению с двумя предыдущими месяцами и продолжает расти, поэтому заторы могут увеличиться», — считает руководитель «ПЭК: GLOBAL».

Денисов подчеркнул, что решить проблему заторов можно модернизацией погранпереходов между Россией и Казахстаном, в первую очередь, самых перегруженных МАПП. С российской стороны она запланирована до конца 2026 года.

«Снижение административных и инфраструктурных барьеров позволит ускорить доставку между Россией и Казахстаном более чем в два раза — до 5-7 дней, в зависимости от направления. Упростив оформление сопроводительных документов, бизнес сможет нарастить грузопоток, что будет способствовать развитию торгового сотрудничества между Россией и Казахстаном», — заключил Денисов.

Между тем осенью 2024 года российский бизнес столкнулся с еще одной проблемой — ростом срока проведения платежей банками Казахстана. Об этом сообщал РБК. Агентство выяснило, что из-за риска вторичных санкций казахстанские банки продолжают усложнять проверочные процедуры.

Теперь средний срок проведения платежей между двумя странами может составлять от нескольких недель до двух месяцев. Банки стали запрашивать все больше дополнительных документов, в том числе с данными о компаниях-отправителях и получателях денежных средств. Летом прошлого года банки Казахстана отказывались принимать рублевые платежи, но тогда отказы были крайне редким явлением.