Top.Mail.Ru
бизнес

Губернаторский резерв

Первое заседание наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей», председателем которого является президент РФ Владимир Путин. Организация реализует проекты по всей стране для поиска и поддержки талантливых людей. С ее помощью российские компании могут найти талантливые кадры, а представители власти — отслеживать и поддерживать интересные проекты и инициативы в своих регионах. Первое заседание наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей», председателем которого является президент РФ Владимир Путин. Организация реализует проекты по всей стране для поиска и поддержки талантливых людей. С ее помощью российские компании могут найти талантливые кадры, а представители власти — отслеживать и поддерживать интересные проекты и инициативы в своих регионах.

И компании, и государственные органы постепенно переходят от формата оплаты за процесс работы к системе бонусов за конечный результат труда. KPI — главное слово для оценки бизнес-процессов в любой современной компании, от добывающей госкорпорации до крошечного SММ-агентства. В последние годы это практически единственный инструмент контроля эффективности сотрудника. Достиг запланированных результатов — бонус и перспективы карьерного роста, не достиг — лишаешься премиальных, а иногда и работы в целом. С этого года «государственный KPI», или КПЭ (ключевые показатели эффективности) появился и у власти — у госкомпаний, институтов развития и команд губернаторов. Один из главных критериев работы глав регионов — эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в этом субъекте. Мы разобрались, зачем введена эта оценка и какими инструментами можно добиться успешного выполнения KPI.

Как заставить KPI работать на вас

KPI вовсе не порождение нашего технократического времени. Еще в конце XIX века социолог Макс Вебер предложил сменить «султанский» подход в менеджменте — казним или премируем по настроению — на модель, опирающуюся на измеримые показатели эффективности. Полвека спустя экономист и теоретик менеджмента Питер Друкер ввел понятие KPI, провозгласив: «Неважно, хочет ли работник ответственности или нет, предприятие должно требовать ее от него».

И наконец в 2012-м футуролог Бернард Марр написал пособие «Ключевые показатели эффективности: 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер». В отличие от привычного учебника, книга состоит не из решений и кейсов, а из вопросов. Потому что, по мнению Марра, главная задача руководителя — понять, ответ на какой вопрос он хочет найти. Так, например, делают в Google. Ее бывший гендиректор миллиардер Эрик Шмидт признавался, что управляет огромным бизнесом именно с помощью 30 вопросов.

В России метод KPI стали использовать еще в 80-х годах прошлого века. В попытке догнать западные страны по производительности труда многие предприятия вводили премиальную систему, изобретая все новые показатели эффективности.

«Как только бизнес перешел от бурного роста к плато и даже стагнации, встал вопрос снижения затрат, в том числе и на персонал. Становится важным, насколько эффективны сотрудники, можно ли распределить одни и те же обязанности на меньшее количество людей, от каких дублирующих функций можно избавиться. Показатели эффективности сегодня входят во все бизнес-планы и во все стратегии», — отмечает директор по маркетингу Kelly Services Жанна Волкова.

Однако KPI срабатывает как инструмент только в тех компаниях, где был налажен процесс обратной связи. «Такая система не работает сама по себе. Она требует изменения культуры, структуры и способов общения внутри организации, — подчеркивает руководитель карьерной практики CareerLab Алены Владимирской Анна Алфимова. — Чтобы увидеть эффективность в бизнесе, а особенно в политике, должна сложиться культурная прослойка, создающая ценность целеполагания. Это не может быть насаждением воли сверху».

Оценка губернаторов

«Государственный KPI» стал активно внедряться на всех уровнях российской власти. В январе 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин обязал госкомпании уже в этом году отчитаться о достижении ключевых показателей эффективности (КПЭ), что позволит регулировать вознаграждение топ-менеджеров. Тогда же КПЭ появились и у институтов развития.

А в феврале этого года президентским указом был утвержден список оценочных критериев и для губернаторов.

«В обществе сформировался запрос на трансформацию государственной службы. Она стремительно становится более клиентоориентированной, гибкой и высокотехнологичной. Для развития этого тренда нужны руководители новой формации. Государство, с одной стороны, перенимает лучшие корпоративные практики, с другой — само задает тренды в этом направлении», — считает губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Теперь руководители регионов будут отчитываться перед главой государства по 20 пунктам — от роста реальной заработной платы и привлечения инвестиций в регион до культуры, цифровой зрелости и эффективности системы поддержки талантливых детей и молодежи на местах.

Где искать таланты в российских регионах и как их поддерживать

Повышение эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в том числе актуально как часть долгосрочной стратегии по трансформации системы госуправления и вливания новой крови. А значит — сейчас самое время вспомнить термин «социальные лифты».

Первые социальные лифты сформировались в современной России стихийно в 1990-е, на сломе эпох, и взлет охранника банка «Менатеп» до вице-премьера и демиурга российской суверенной демократии — пример хрестоматийный, но далеко не единственный.

В последние годы систему социальных лифтов стали развивать осознанно — это подтверждает запуск АНО «Россия — страна возможностей» в 2018 году. Сегодня организация реализует более 26 проектов довольно широкого спектра — на ее платформе есть конкурсы и программы как для уже состоявшихся управленцев, так и для студентов и школьников, которым помогают сделать первые шаги в начале своего бизнеса, построении карьерной траектории или запуске волонтерского проекта.

Запрос на подобные инициативы все нарастает. За 3 года работы платформы более 5 миллионов человек стали участниками конкурсов, прошли оценку и получили рекомендации от экспертов.

ЛидерыГлава Нижнего Новгорода, победитель второго сезона конкурса «Лидеры России» Юрий Шалабаев предложил президенту РФ в этом году запустить новую специализацию в проекте — для государственного и муниципального управления.

Лидеры изменений

Среди этих программ особняком стоит конкурс «Лидеры России», флагманский проект платформы. За три года на участие в конкурсе поступило более 660 тысяч заявок. И если в 2017 году в нем участвовали только россияне, то в 2020 году были зарегистрированы участники из 68 стран. В этом году в конкурсе целых восемь направлений — бизнес и промышленность, государственное управление, здравоохранение, наука, культура, информационные технологии, а также треки «Международный» и «Студенты».

В том, что система социальных лифтов работает, а «Лидеры России» становятся кузницей кадров госуправленцев новый волны, убеждает статистика: за три года около 300 конкурсантов были назначены на позиции в различных компаниях, общественных организациях или на государственной службе, в том числе на должности высшего уровня — один сенатор, два губернатора, шесть заместителей федеральных министров, четыре мэра городов, три вице-президента ведущих корпораций, шесть генеральных директоров заводов и крупных компаний, восемь главных врачей больниц.

«Главная задача, которую поставил перед нами президент России Владимир Путин, — это содействие развитию социальных лифтов в нашей стране. Все проекты, олимпиады и конкурсы платформы направлены на выявление и поддержку способностей и развитие талантов у россиян. Лучше всего о результатах говорит мнение самих конкурсантов. Согласно опросу ВЦИОМ, более 90% участников наших конкурсов верят в возможность самореализации в России, более 80% при этом отметили только позитивные изменения в жизни после участия в проектах, — рассказал генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров. — Участие в наших проектах бесплатно и доступно жителям всех регионов России, независимо от того, где они проживают. И, конечно, платформа готова предложить максимум возможностей для развития системы поддержки талантов в регионах. Мы готовы к плотному сотрудничеству с командами губернаторов, вузами и органами местного самоуправления».

По словам заместителя гендиректора по работе с профессиональным сообществом международной стаффинговой группы Ancor Татьяны Баскиной, конкурс «Лидеры России» ориентирован прежде всего на формирование кадрового резерва для госслужбы и крупных госкорпораций. И это своего рода win-win — с одной стороны, социальный лифт для будущего госуправленца, с другой — кадровый резерв для губернаторов, каждый из которых сталкивается с дефицитом качественных молодых кадров с региональными корнями.

Ну а бизнес между тем осваивает новые инструменты измерения эффективности. С подачи инновационных компаний в моду входит новая аббревиатура — OKR, когда цели не сверху спускаются, а сотрудники ставят их сами себе. Профессиональные амбиции определяют сложность цели, и слово «челендж» вытесняет KPI.

Еще по теме