Губит людей не пиво

Меня очень заинтересовали комментарии в российской прессе по поводу рассмотрения Думой проекта закона, который вводит суровые ограничения для рекламы пива на российском телевидении

В одобренном тексте документа говорится, что реклама пива не должна транслироваться на телеканалах с 7 часов утра до 22 часов вечера. Отмечается также, что в рекламных роликах независимо от времени их трансляции не могут фигурировать ни люди, ни животные. Пивная реклама недопустима на мероприятиях спортивного и культурного характера, концертах и т.п.

Можно выступать в поддержку этой инициативы Госдумы, можно – против, у каждого своя точка зрения. Но сводить всю полемику к экономическим расчетам рекламных агентств мне кажется довольно ограниченным подходом к делу.

Действительно, если данный закон вступит в силу именно в той форме, какую предлагает Дума, то доходам всех телеканалов от рекламы будет нанесен чувствительный ущерб. По различным подсчетам примерно 10% доходов ТВ, полученных от рекламы (это около $150 млн в год), приносят пивные компании. Справедливо и то, что данные ограничения ударят и по самим производителям пива, которым придется проявить изобретательность, чтобы поддержать уровень продаж в отсутствии эффективной телерекламы. Однако глупо было бы полагать, что новый закон сведет на нет производство пива: ведь ограничения рекламы табачной продукции не вынудили производителей сигарет закрыть производство. Просто-напросто производителям придется придумать какой-нибудь новый ход, чтобы привлечь покупателя к своему товару.

Что же касается телеканалов, то некоторое ограничение непомерных амбиций им не повредит. Если бы мы видели, что на пивные деньги они делают более достойные и интересные программы, то можно было бы выступать в защиту их доходов. Но то, что они сегодня предлагают телезрителям, того не стоит.

Ладно если бы речь шла о конкуренции предлагаемых товаров. Но на всех каналах мы видим одно и то же с незначительными вариациями. Телеканалы соперничают между собой только в объеме транслируемой рекламы. Поэтому я не стал бы убиваться по поводу их «горькой доли».

Я хотел бы обратить внимание на другой аспект проблемы. Депутаты Думы, на мой взгляд, на сей раз проявили себя как радетели общего блага в гораздо большей степени, чем средства массовой информации. В последние годы телевидение буквально переполнено рекламой, в частности пивной. Все, кто занимается рекламным бизнесом, прекрасно знают, какой силой убеждения обладает телевидение. Это известно и людям, которые фильтруют политическую информацию. Но полностью завоевать умы и сердца самой широкой аудитории могут те, кто контролирует рекламу на телевидении (вкупе с развлекательными программами).

Истинный вопрос заключается вот в чем: до каких пор мы будем закрывать глаза (вопрос актуален для всего развитого, или, как принято называть, «цивилизованного» общества) на разрушительное воздействие рекламы на сознание собственных граждан и прежде всего молодого поколения? Будем по-прежнему во главу угла ставить свободу предпринимательства, корпоративные интересы того или иного сектора национальной экономики?

Или же в экономические расчеты следует вносить не только прибыль или убытки предприятий, но и ущерб или пользу для всего общества в целом?

Во что обходится стране молодой алкоголик? Сколько стоит пьяный травматизм на производстве? Как оценить совокупный ущерб, который наносят России дорожные аварии, выплата страховок, высокая смертность и заболеваемость, связанные с распространением пьянства, особенно среди молодежи? А лечение больных циррозом печени и их преждевременная смерть?

Прежде всего об этом, на мой взгляд, должны вести дискуссии российские средства массовой информации. Об этом, а не только о проблемах с возможным сокращением числа спонсоров Лиги чемпионов или международного турнира по хоккею на приз пивной компании «Балтика».