Гуляют все!

19.06.200600:00

Дискаунтер «Дешево» в районе метро «Таганская» встретил корреспондента «Ко» зияющими пустотами на полках, где еще недавно была расставлена алкогольная продукция. «Водки нет! – мрачно приветствовала посетителей сотрудница магазина. – Вышел срок акцизных марок». Продавщица сети «Дешево» (принадлежит группе «Виктория») немного ошиблась. На самом деле срок действия акцизных марок старого образца заканчивается 1 июля. С этого дня вся продукция, оклеенная старыми марками, становится нелегальной. Но проблемы у игроков рынка начались уже сейчас. Полупустые полки отделов алкогольной продукции ожидают посетителей «Рамсторов», «Седьмых континентов», «Мосмартов» и др. Магазины спешно распродают остатки алкогольной продукции со старыми акцизными марками. Особенно большие скидки даются на дорогой алкоголь. Ведь оборачиваемость, например, дорогого коньяка или бренди составляет около полугода, а иногда и больше. Так, в Metro Cash & Carry скидки на коньяки, виски, текиллу и т. д. составляют от 20% до 80%. «Мы тоже не исключаем, что на наш элитный алкоголь будут скидки», – заявил «Ко» начальник отдела рекламы и внешних связей «Седьмого континента» Алексей Чураков. В некоторых петербургских магазинах сегодня можно купить 4,5-литровую бутылку Jameson стоимостью в 5000 руб. всего за 3500 руб. А в Москве бутылку французского вина стоимостью 800 – 900 руб. корреспонденту «Ко» удалось приобрести за 200 руб.

«Снижение цен, естественно, снижает доходы ритейлеров. Кроме того, оно ударит по имиджу дорогого алкоголя, ведь высокая цена – одна из составляющих этого имиджа», – говорит директор по закупкам направления продовольственных товаров ГК «Виктория» Вячеслав Волков. Впрочем, распродажи устраивают не все ритейлеры. Например, в сети гипермаркетов «Мосмарт» полупустые полки объясняют ажиотажным спросом. «Многие покупатели знают о проблеме 1 июля и на всякий случай запасают алкоголь впрок», – объясняет PR-менеджер «Мосмарта» Наталья Оразова.

По закону о новых акцизных марках, который был принят этой зимой, магазины должны возвращать остатки нераспроданной продукции со старыми акцизными марками своим поставщикам для наклеивания новых марок. Однако возврат продукции не всегда оказывается возможен, так как некоторые поставщики уже ушли с рынка. Часто магазинам легче распродать продукцию, чем снимать ее с полок. По оценкам Союза участников алкогольного рынка (СУАР), доля алкогольной продукции в обороте крупных торговых сетей составляет от 5% до 15% в денежном выражении, а в небольших магазинах она доходит до 35%. По мнению представителей СУАРа, российские ритейлеры могут потерять на акцизной неразберихе до $25 млн.

По словам пресс-секретаря компании «Винный мир» Андрея Егорова, потери поставщиков куда серьезней, чем у ритейлеров. «Речь идет о сотнях миллионов долларов», – говорит он. В целом, по оценкам компании «Финам», потери алкогольного рынка от сложившейся ситуации могут составить до $900 млн. Это при том, что весь его объем – $20 млрд. Причину сложившейся ситуации эксперты видят как в нерасторопности самих дистрибуторов, так и в огромном количестве административных барьеров, препятствующих оперативному получению акцизных марок нового образца. «Объяснить позицию государства невозможно. Такое ощущение, что рынок целенаправленно готовят к обвалу», – прокомментировал происходящее директор департамента информации СУАРа Вадим Дробиз.