ГУП-ГУП-ура!
В России появится еще один островок госкапитализма. Правительство приняло решение о создании федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», в которое войдет не подлежащее приватизации федеральное имущество гражданских аэропортов Москвы. В состав Московского авиаузла входят четыре основных столичных аэропорта – Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково, а также ряд аэропортов государственной экспериментальной и малой авиации. Суммарный объем перевозок Московского авиаузла составляет около 17 млн человек. Ежегодные прямые доходы от его использования, по данным Фонда развития аэропортов, достигают $50 млн.
До образования ФГУП все доходы от аэропортовой деятельности получали управляющие компании. Теперь все деньги, полученные от эксплуатации собственности, принадлежащей государству, пойдут напрямую в казну. А уже оттуда – всем страждущим. Подчиняться ГУП будет Министерству транспорта. Чиновники Минтранса утвердят кандидатуру руководителя предприятия и напишут устав. Что касается тарифов, то они будут унифицированы. Если московский опыт удастся, то в этот ГУП войдет не подлежащее приватизации имущество всех российских аэропортов. Иными словами, у предприятия появятся региональные филиалы. По словам заместителя председателя комиссии, главы профильного департамента Минимущества Александра Бородина, ФГУП создано ради упорядочения управления техническими сооружениями аэропортов. Как заметил г-н Бородин, все деньги пойдут на реконструкцию аэропортов. С чиновником МГИ трудно не согласиться. Вряд ли государству нужен еще один источник прибыли, хотя лишние деньги никому еще не мешали. Скорее всего, госчиновникам нужен финансовый рычаг, с помощью которого можно будет «работать» с управляющими компаниями. Например, в случае конфликта просто увольнять надоевшего менеджера-управленца.
Реакция руководства аэропортов на решение государства о создании ФГУП неоднозначна. По заявлению анонимного источника в одной из управляющих компаний, все руководители аэропортов были категорически против идеи создания ФГУП, но на открытую конфронтацию с государством никто идти не решился. Скорее возникнет скрытая оппозиция. Решение о создании ФГУП, по мнению источника, приведет к злоупотреблениям и перераспределению собственности.
Реакция компании East Line, в управлении которой находится аэропорт Домодедово, в целом нейтральна. По словам пресс-секретаря компании Юлии Мазановой, такое решение зрело давно: «Как показывает мировая практика, в мегаполисе, располагающем несколькими аэропортами, рано или поздно возникает необходимость в создании единого координационного центра. Например, в Европе подобные структуры появились еще 10 –15 лет назад». Реально ФГУП сможет начать свою работу не раньше марта 2002 года. К этому времени закончится передача этой структуре и оформление не подлежащих приватизации аэропортовых комплексов Быково, Внуково, Шереметьево и Домодедово.