Гурманный бизнес
Заказать столик в хорошем ресторане, да еще и со скидкой, да еще и с помощью мобильных приложений... Мечта? Уже реальность. Проект gurmanization.ru предлагает все эти блага, да еще совершенно бесплатно. Благотворительность? Отнюдь нет. Вразных государствах рестораны платят посредникам за приток клиентов. Так, например, в Америке успешным примером является OpenTable.com, крупнейший портал по бронированию столиков в ресторанах во многих городах и странах мира. Французский проект TheFork.com на сегодняшний день предоставляет возможность выбора лучших ресторанов во Франции, Испании и Швейцарии. Оба эти проекта вполне прибыльны: OpenTable за 2013 г., по данным forbes.com, принес своим владельцам $29 млн, что на 11% больше, чем в 2012 г.
Не хватило столика...
"Идея создания сайта по бронированию столиков возникла несколько лет назад, после того, как в одном из ресторанов, куда я пришел с девушкой, не оказалось свободных мест, - рассказывает о зарождении проекта генеральный директор "Гурманизация.РФ" Дмитрий Степанов. - Тогда я впервые задумался о создании в России онлайн-системы по резервированию столиков, как в Европе. Спустя время мы вместе с другом Мареком Хиртентреу решили заняться маркетинговыми исследованиями в сегменте бронирования столиков, а также оценить перспективы внедрения такой онлайн-системы на российском рынке. Мы увидели, что эту идею вполне реально воплотить в жизнь, тем более, что она будет актуальна для России. После разработки концепции мы нашли двух заинтересованных инвесторов и предложили ее им. Они поддержали нашу идею и вложились в нее, а уже в октябре 2012г. сервис "Гурманизация.РФ" был запущен".
Для Дмитрия Степанова и Марека Хиртентреу "Гурманизация"- уже второй совместный проект. Будущие партнеры познакомились в 2011 г. в испанской школе Les Roches Marbella, где они обучались основам гостиничного менеджмента. Тогда же вместе с несколькими сокурсниками был запущен проект по подбору персонала для гостиниц I Work in Hotels (IWIH). Идея оказалась успешной, сейчас на сайте можно разместить вакансию и найти работу в отелях России, Европы, Америки и Китая. В числе партнеров портала такие узнаваемые бренды, как Four Seasons, Fairmont, Hyatt, The Ritz-Carlton, и не только. Правда, на российском сайте на момент написания статьи было предложено всего 20 вакансий.
И I Work in Hotels, и "Гурманизация" монетизируются за счет посреднической деятельности. Вслучае с ресторанным сервисом монетизация происходит в основном за счет входящих броней, на которых зарабатывается 10% от суммы чека, а также за счет подбора банкетных площадок для пользователей и предоставления рекламных возможностей на сайте.
Доли собственников не раскрываются, но известно, что на сегодняшний день в проект вложено свыше 450 000 евро. По словам создателей, наибольших инвестиций потребовали разработка и создание сайта. На это ушло порядка 70% от общей суммы первоначально вложенных средств.
Несмотря на то, что в проекте "Гурманизация" задействовано около 800 ресторанов (600 в Москве и 200в Санкт-Петербурге; среди партнеров "Гурманизации" такие заведения, как Tatler Club, "Вилла Паста", "Море суши" и др.), вложения пока не окупились. "Мы планируем достичь прибыльности уже во II квартале 2014г. за счет увеличения числа резервирований,- делится оптимистичным прогнозом Дмитрий Степанов. - Всреднем ежемесячный прирост по количеству броней, сделанных через наш сайт, составляет 20-30%". Оборот компании тоже растет. За прошедший год он составил 120 000евро. "В текущем году мы планируем выйти на сумму 400 000 евро", - сообщает Дмитрий Степанов.
Чье предложение вкуснее?
"Портал gurmanization.ru работает c нашими ресторанами в режиме заказа столиков онлайн, как и подобные сервисы Resto и "Афиша",- поясняет заместитель генерального директора сети итальянских ресторанов Pinocchio Светлана Альбицкая. - Как плюс, резервируются дополнительно столы, увеличивая приток гостей. Намой взгляд, это не имеет отношения к купонным сервисам, с которыми действительно, будучи ресторанами премиум-класса, мы не работаем. При подробном обсчете всех купонных предложений это невыгодно самим ресторанам".
Сами купонные сервисы, давно предлагающие своим клиентам сотни разных ресторанов с разнообразными акциями, сдавать позиции не собираются. "Сегодня немало подобных проектов, но им тяжело конкурировать с Biglion, - прокомментировали проект "Гурманизация" в Biglion. - Кпримеру, у них нет такого трафика, как у нас. Кроме того, наши партнеры чувствуют себя уверенно, так как, размещая свои акции, они могут спрогнозировать объем продаж. У нас огромная аудитория".
Однако нельзя не заметить, что популярность купонных сервисов падает. "В развитых странах происходит постепенное замедление рынка купонных сервисов, так как компании перестают пользоваться их услугами",- подчеркивает аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов.
Между сервисами по бронированию столиков и купонными сервисами разница есть. Рестораны, претендующие на респектабельность, предпочитают работать с первыми. Но для большинства потребителей преимущества сервиса по бронированию неочевидны. Специальные акции, как и купоны, действуют в некий ограниченный период времени, кроме того, купонные предложения, как правило, предлагают скидку более существенную, чем сервисы, подобные "Гурманизации". Так, например, в "Гурманизации" в среднем скидка партнеров составляет около 10% (10% при заказе с собой у Gamberi, столько же на все меню ресторана "Табриз"), у купонных сервисов скидки достигают 50-70%. Да и для ресторанов плюсы проекта не всегда перевешивают минусы. "Гурманизация" - это дополнительный ресурс, чтобы сообщить о скидках. Как правило, это будни, чтобы привлечь трафик, - сомневается одна из основательниц семейного ресторана "Рибамбель" Ойгуль Мусаханова.- Из минусов - организационные вопросы. Чтобы это заработало, ресторан должен установить некий софт, чтобы информация поступала быстро; научить сотрудников пользоваться этой программой и своевременно реагировать на поступающую информацию. "Гурманизация" - очень хорошая идея! Только насколько рабочая?"
К существенным плюсам проекта точно стоит отнести наличие английской версии сайта, что открывает широкие возможности по привлечению нового сегмента клиентов- туристов и экспатов, проживающих в Москве, численность которых, по некоторым данным, варьируется в пределах 50000-65000 человек.
К иностранцам в "Гурманизации" внимательно приглядываются, так сказать, с прицелом на будущее.
Продать Родину
Судьба значительной части онлайн-стартапов- быть проданными в момент своего расцвета. Не исключено, что и "Гурманизацию" ждет та же участь. "Вполне возможно, что данный сервис можно будет продать, в случае, если количество его пользователей будет расти, а ресурс станет увеличивать свою прибыль", - рассуждает Игорь Арнаутов.
Но пока в планах владельцев "Гурманизации" - завоевание новых территорий. "Касаемо развития проекта в регионах, мы в первую очередь планируем выходить на рынки городов-миллионников, а уже после в крупные областные центры,- поясняет Дмитрий Степанов. - Изначально планировали, что управление будет единым и центральным, но при этом мы всегда открыты для интересных и деловых предложений. Более того, уже продана одна франшиза на запуск совместного сайта в Чехии, который запланирован на ближайшее будущее".
После того как "Гурманизация" распространится по стране, по мнению собственников проекта, она может заинтересовать зарубежных инвесторов. "Гурманизация.РФ" может быть интересна крупным мировым игрокам нашего рынка, например одному из проектов, который положил начало онлайн-заказам столиков в ресторанах в разных странах. Я говорю про OpenTable, - говорит Дмитрий Степанов. - Они довольно быстро и активно развиваются, но предпочитают заходить в новые страны путем покупки крупнейших проектов на локальном рынке. Наиболее ярко их политику демонстрирует приобретение британского ресурса TopTable.co.uk более чем за $55 млн. Данная сделка позволила OpenTable расшириться и стать крупнейшим сервисом по онлайн-бронированию ресторанов во всем мире. Сейчас они представлены в 15странах и работают с 30 000ресторанов от Америки до Японии".
Конечно, о таком охвате "Гурманизация" пока может только мечтать. Есть и разница в отношении к походу в ресторан в Европе, российской столице и регионах. Иона отнюдь не в пользу "Гурманизации". "ВРоссии даже с учетом растущей популярности питания вне дома пока не так часто ходят в рестораны, как в Европе,- отмечает соосновательница семейного ресторана "Рибамбель" Юлия Федоришина. - Поэтому "Гурманизация" не сможет развиваться так же быстро, как, например, французский портал TheFork.com. Должно пройти еще несколько лет, прежде чем мы сравняемся с Европой по частоте посещения ресторанов. И это мы говорим о столице. В регионах, особенно если экономическая ситуация будет развиваться по пессимистичному сценарию, пройдет еще больше времени, прежде чем ресторан из "события" превратится в повседневное явление".