Гусинский – староста Барака
У Владимира Гусинского, которому, помимо того что в России удается обслуживать и Бориса Ельцина, и все более открыто вступающего в противостояние с президентом Юрия Лужкова, сейчас есть все шансы стать израильским олигархом. И дело вовсе не в происхождении главы «Медиа-Моста» и не в том, что по совместительству он является еще и президентом Российского еврейского конгресса. Просто в Израиле случились очередные всенародные выборы премьер-министра.
Ряд косвенных признаков позволяет предположить, что Гусинский решил интернационализировать свой опыт, накопленный в ходе российской президентской кампании 1996 года, оказав поддержку лидеру израильской левоцентристской партии «Авода» Эхуду Бараку. Об этом свидетельствуют, в частности, стилистика репортажей НТВ, рассказывающих о предвыборных раскладах в Израиле, или делегирование в штаб Барака столь многоопытного «мостовского» пиарщика, как Сергей Зверев. Наконец, нельзя не учитывать, что год назад «Медиа-Мост» купил 25-процентный пакет газеты «Маарив», близкой к партии «Авода».
Кстати, последнее вовсе не предполагает, что уже тогда Гусинский собирался поддерживать на грядущих выборах именно кандидата от «Аводы». Не исключено, что при определенном раскладе российский олигарх, напротив, использовал бы свое участие в капитале «Маарив», чтобы нейтрализовать левую газету, обеспечив тем самым более успешное продвижение правых. Например, кандидата партии «Ликуд» Беньямина (Биби) Нетаньяху, у которого Барак и оспаривал право на премьерство.
Мы не имеем точных данных, но есть вероятность, что Гусинский предлагал Нетаньяху свои пиарные услуги.
Но, видимо, Биби не принял предложения российского бизнесмена. Возможно, во многом из-за нежелания отпугнуть от себя израильский истеблишмент, который полагает, что из России в страну идет слишком много криминала. (К сожалению, тому есть немало подтверждений. Достаточно вспомнить предпринимателя-репатрианта Григория Лернера, пытавшегося перекачать в собственный банк активы Промстройбанка, или не знающего о существовании солнцевской группировки Сергея Михайлова, который на швейцарском суде фигурировал как гражданин Израиля. Наконец, не случайно Тель-Авив наряду с Москвой и Прагой считается спецслужбами одним из основных центров русской мафии.)
Так или иначе, но Барак оказался смелее. Конечно, едва ли от Гусинского ему нужно было обеспечение поддержки со стороны «Маарив». Как левому кандидату, она и так была ему обеспечена. Гораздо интереснее миллион русскоязычных репатриантов из СНГ (что составляет примерно 20% от общей численности потенциальных избирателей). Эти люди недавно приехали в страну и четких взглядов на то, каким должно быть политическое устройство Израиля в большинстве своем не имеют. Зато крайне болезненно относятся к истинным и мнимым ущемлениям своих прав. Это-то и привело к созданию партий «Исраэль ба-Алия» и «Наш дом Израиль», которые, как, кстати, многие российские политические движения, руководствуются не столько какой-либо идеологией, сколько потребностями электората.
Между тем Владимир Гусинский как раз обладает рычагами воздействия на русскоязычную общину Израиля и соответствующие партии. Благо большинство новых репатриантов из бывшего Советского Союза стараются смотреть русское телевидение и делают это, как правило, с помощью «тарелок» НТВ.
Таким образом, сложившийся расклад благоприятствовал «Медиа-Мосту». Ему даже не нужно было осуществлять никаких дополнительных масштабных инвестиций, чтобы обеспечить обработку общественного мнения в интересах нужного кандидата. Зато Владимир Гусинский, напротив, получил возможность «освоить» те инвестиции «в Барака», которые направили европейские общины. С тем, например, чтобы сделать «бараковский» сайт в Интернете.
Однако едва ли только выборные деньги привлекли «Медиа-Мост». Обеспечение победы своего кандидата (а Барак в результате победил на выборах) позволяет Гусинскому рассчитывать на получение от нового правительства разного рода преференций в дальнейшем. Тем более что новый кабинет в силу своего левого уклона, очевидно, усилит роль государства в распределении средств, направляемых на разного рода программы. И поэтому не исключено, что Мост-банк, в частности, удостоится эксклюзивного права на обслуживание финансовых потоков, идущих из Израиля в Россию. Например, по линии еврейского агентства «Сохнут» (призванного обеспечивать процесс репатриации), по линии научно-технического или военно-технического сотрудничества. Благо предыдущий премьер успел заключить какие-то соглашения на сей счет. И Мост-банк сможет открыть дочерний банк или представительство где-нибудь в Тель-Авиве. Наконец, имея влияние на Барака, Гусинский может - не без выгоды для себя - предлагать посреднические услуги внешнеполитическим и внешнеэкономическим ведомствам России, политикам и всем, заинтересованным в реализации каких-то проектов в самом Израиле или с его помощью.
????? Весь вопрос только в том, смогут ли компании «Моста» эффективно противостоять тому, что лидеры русской общины в Израиле считают мифом, - высокой степени ее криминализации. Не найдется ли конкурент, использующий менее цивилизованные методы? Тем более что руки у него до известной степени будут развязаны: ведь, идя навстречу требованиям «Исраэль ба-Алия», Эхуд Барак вроде бы согласился отдать израильское МВД под контроль русских репатриантов.