Top.Mail.Ru
архив

Гуттенберговы внуки

Xerox и Heidelberg заявили о намерении стать ведущими игроками в одной из наиболее перспективных областей бизнеса graphic arts - оперативной полиграфии. При этом каждая из них идет своим путем.

Сухие чернила

Компания Xerox Corp. официально объявила о том, что финансовые результаты первого квартала 2000 года подтвердили ее весьма смелые прогнозы. По данным западных аналитиков, компания действительно вышла из полосы убытков. По заявлению представителей Xerox, этому в значительной мере способствовало успешное завершение реструктуризации компании. Согласно плану реструктуризации бизнес Xerox был разбит на производство офисной техники и на поставку готовых решений для полиграфии. Второе направление интересно тем, что оно укладывается в новую область - оперативную полиграфию. По словам Константина Паршина, начальника отдела регионального и отраслевого маркетинга Xerox в России, компания была вынуждена изменить свою стратегию, чтобы соответствовать сегодняшней ситуации, когда в мировом бизнесе все больше внимания уделяется развитию коммуникаций как с клиентами, так и с партнерами.

По данным агентства CAP Ventures, оборот операций в области print-on-demand к 2003 году должен достичь $35,1 млрд. Для сравнения: в 1998 году мировой оборот в этом секторе составлял $13,3 млрд. Что касается российского рынка, то подробных исследований здесь пока не проводилось, поэтому за отправную точку можно принять проведенное в конце 1997 года российским отделением Xerox изучение рынка оперативной полиграфии Москвы. Тогда измерялось не количество проданных машин, а число реальных заказов на оперативную печать. Результаты оказались неожиданными даже для самих исследователей: выяснилось, что московский рынок тиражирования (исключая заказы на производство журнальной, газетной, книжной продукции, упаковку и некоторые другие категории) составил около $860 млн в год. Мониторинг сегодняшней ситуации в российской оперативной полиграфии пока никто не проводил, но, по мнению представителей Xerox, показатели текущего года близки к уровню 1997-го.

Сегодня на рынок оперативной полиграфии, где ранее царила Riso, выпускающая ризографы, выходят новые игроки. Среди них можно назвать Xerox, Hewlett-Packard и Heidelberg. Каждая из компаний идет своим путем, различие подходов сказывается даже в терминологии: в компании Xerox порошок для печати называется "тонер", а у Heidelberg его называют "сухими чернилами" - по аналогии с жидкими типографскими чернилами.

А где же главный конкурент?

Hewlett-Packard занимает ведущие позиции в производстве профессиональных лазерных принтеров. Производительность наиболее мощных моделей достигает 100 листов в минуту, что вполне подходит под определение "оперативная полиграфия". Другая компания - Heidelberg уже 150 лет работает в сфере производства полиграфических машин и выходит на рынок оперативной полиграфии, совершенствуя свои технологии для традиционной офсетной печати. Третий игрок - компания Xerox пошла на самые радикальные изменения стратегии: как уже было сказано выше, Xerox разделила свою деятельность на два основных направления.

Hewlett-Packard имеет мощный потенциал, но не спешит разрабатывать собственные большие печатные машины. По словам продукт-менеджера HP Константина Макаренко, пока его компания ограничивается сотрудничеством с другими фирмами, работающими в этой области. В частности, HP заключила соглашение с той же Heidelberg о создании альянса по производству плоттеров.

Что касается Xerox и Heidelberg, то о своем намерении выйти на рынок оперативной печати компании заявили еще весной этого года. На прошедшей в конце мая в Дюссельдорфе выставке Drupa-2000 каждая из них продемонстрировала собственные установки для оперативной печати. Xerox показала новую модель DocuTech, а Heidelberg представила прототип станка для цветной цифровой печати NexPress.

Ради внедрения в новый сектор обе компании пошли на значительные расходы. Xerox приобрела компанию Tektronix, являющуюся одним из лидеров по выпуску оборудования для цветной печати. Heidelberg сделала ответный ход, купив подразделение концерна Eastman Kodak, которое занимается цифровыми печатными системами.

Причины активности Xerox понятны: еще недавно у компании были трудные времена, курс ее акций падал, и без серьезных перемен в маркетинге и менеджменте на лояльность акционеров рассчитывать не приходилось. Положение Heidelberg было совершенно иным: компания работала в очень консервативном секторе рынка, и ей было вполне достаточно работать исключительно над дальнейшим совершенствованием своей техники. Выход в новый сектор рынка для компаний этой отрасли - достаточно нестандартное решение.

Решающую роль в изменении стратегии Heidelberg сыграл приход в октябре 1995 года на пост председателя правления компании Хартмута Медорна, ранее работавшего в консорциуме Airbus Industry. Медорн заявил: "Главные конкурент Heidelberg - не MAN Roland и не Mitsubishi. Мы и без того значительно обгоняем эти компании по оборотам. Наш главный конкурент находится на рынках, на которых мы еще не были. Мы должны измениться. Нужно дооснастить то, что у нас имеется, - печатные машины, чтобы мы смогли предлагать не просто станки для полиграфии, а готовые решения".

Цена - это не главное

Уступать на новом рынке никто из конкурентов не намерен. Представители каждой из компаний приводят весомые доводы в свою пользу. Говорит управляющий отделением Heidelberg в России Владимир Бабаев: "Отличие Heidelberg от Xerox в том, что у нас больше опыта в секторе печати. За 150 лет мы создали себе очень хорошее имя. У Xerox же в этой сфере практически нет связей, ведь эта компания здесь раньше не работала. Наша задача - дать своим традиционным клиентам возможность войти в область цифровой полиграфии".

Но Xerox не спешит сдаваться. Компания не только предложила новые модели оборудования, но и вышла с идеей "нового бизнеса в области печати". По мнению агентства Seybold, нет никакого сомнения в том, что Xerox намерена стать игроком номер один на рынке graphic arts. Пока дела компании идут на лад: за 10 лет существования печатной системы DocuTech было продано более 20 тыс. машин, в успехе продаж новой установки руководство Xerox не сомневается. В частности, по словам главы российского представительства Xerox Игоря Симонова, уже ведутся переговоры о продаже новой машины DocuTech и во второй половине этого года будет продано не менее 2 установок (с учетом высокой стоимости печатной системы 2 установки - весьма неплохой показатель).

Впрочем, было бы несправедливо называть обе компании прямыми конкурентами. По мнению Seybold, рынка цифровой печати - как, скажем, рынка автомобилей или офисной техники - еще нет. Аналогичного мнения придерживается и Константин Паршин: "Настала пора создать рынок цифровой печати. Эта цель стоит и перед нами, и перед нашими конкурентами. Здесь мы с Heidelberg можем даже оказаться союзниками". Сверхзадача обеих компаний - не отвоевывать друг у друга тиражи, а создавать новые рынки. Цифровая полиграфия пока дороже полиграфии традиционной, но есть устойчивая тенденция к ее удешевлению, причем очень резкому. Кроме того, оперативная полиграфия подразумевает не только простое копирование какого-то документа, но и работу с базами данных. Например, новые машины позволяют автоматически изменять имя и адрес потенциального клиента на конверте при проведение директ-маркетинга. По некоторым прогнозам, в 2003 году вопрос цены вообще уйдет на второй план. А первостепенное значение приобретет сервис. В будущем заказчик печатной продукции будет смотреть на исполнителя не как на человека у типографского пресса, а как на поставщика определенного набора услуг.

Еще по теме