$ 76.22
 90.36
£ 99.30
¥ 72.68
 84.19
GOLD 1901.56
РТС 1164.06
DJIA 28335.57
NASDAQ 11548.28
рынки

HeliRussia-2020: вертолетный рынок под прессингом

Выставка Helirussia-2020 в Крокус-Экспо, Москва. Фото: Виктор Ядуха Выставка Helirussia-2020 в Крокус-Экспо, Москва. Фото: Виктор Ядуха

Участники рынка вертолетных услуг просят отменить НДС и продлить срок лизинга для компаний-эксплуатантов. На рынке емкостью 80–100 млрд руб. в год операторы оказались, по сути, единственными коммерческими агентами. И, по словам крупнейшего лизингодателя — ГТЛК, почти все они в период пандемии обратились за реструктуризацией лизинговых платежей.

Ежегодная выставка вертолетной техники и услуг HeliRussia-2020, которую из-за пандемии организаторам пришлось перенести с весны на осень, собрала в этом году в полтора раза меньше экспонатов и участников. Если в прошлом году в «Крокус Экспо» приехали около 40 иностранных компаний, то в этом году закрытые границы сумели преодолеть только американский Bell и французские предприятия, которые были представлены в рамках объединенного национального стенда. Тем не менее все основные игроки отечественного рынка вертолетостроения, вертолетных и сервисных услуг приняли участие в выставке. И в первый же день поучаствовали в пленарной дискуссии о проблемах отрасли с участием представителей Минпромторга, Минтранса и ключевых финансовых игроков. А проблем немало.

Рынок вертолетных услуг в России — это сэндвич, в котором операторы оказались зажатыми между государственными структурами.

Отечественные вертолеты производятся госкомпаниями. Крупнейшим держателем вертолетной техники в России является Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Крупнейшие заказчики вертолетных услуг — преимущественно государственные нефтегазовые компании и государственная санитарная авиация в лице Минздрава. А между ними — более 110 коммерческих эксплуатантов летной техники, которые пытаются конкурировать за госзаказы в условиях жестко заданных ограничений по стоимости машин, условиям лизинга и оплаты летного часа.

Нефтяники сокращают перевахтовки

Сейчас реестр Росавиации насчитывает около 2700 вертолетов различных типов. Из них порядка 900 — импортные (главным образом, это легкие Robinson, Airbus и др.) и около 1800 машин — отечественного производства (в основном это Ми-8 различных модификаций, половина из которых старше 25 лет). Чуть более половины всех вертолетов не эксплуатируются из-за технического состояния и нехватки заказов. Средний налет по отрасли — около 450 тыс. часов в год.

Объем рынка вертолетных услуг экспертами оценивается в 80–100 млрд руб. в год (в 2018 году его оценивали в 50–60 млрд руб.). Пандемия ударила по нему меньше, чем по рынку самолетных авиаперевозок, из-за специфики: до 80 % заказчиков вертолетных услуг — это нефтегазовые компании, еще 10–15 % приходится на санитарную авиацию, а оставшиеся 5–10 % — на поисково-спасательные работы, региональную авиацию и VIP-перевозки. Чтобы окупить постоянные расходы, вертолетная компания должна иметь налет минимум 30–50 часов на борт в месяц.

В этом году из-за падения цен на нефть и связанного с пандемией удлинения вахтовых смен нефтегазовые компании сократили заказы вертолетов на 40 %. В санитарной авиации спрос в пандемию парадоксальным образом тоже снизился.

Как пояснили «Ко» участники рынка, этот спрос связан в основном с перевозкой плановых больных, а их лечение отложили из-за переориентации многих больниц на ковид. Что касается рынка коммерческих VIP-перевозок, то он в России сжался после 2014 года в несколько раз и с тех пор не восстановился. Создает проблемы и сложившаяся в отрасли практика постоплаты: деньги за полет могут перечислить только через месяц.

Финансовые результаты первого полугодия 2020 года эксплуатанты не раскрывают. Представитель крупнейшего оператора рынка вертолетных услуг Utair сообщил «Ко», что с обслуживанием нефтегазовых компаний связаны сегодня 40 % его перевозок. В компании признают, что количество перевахтовок у нефтяников и газовиков в этом году из-за пандемии заметно упало, но, как это отразилось на выручке, не уточняют. Другой оператор — «Русские вертолетные системы» («РВС»), крупнейший держатель вертолетного парка «Ансатов», — увеличил объемы деятельности, говорят представители компании. По их словам, парк воздушных судов практически удвоился по сравнению с прошлым годом, что не отменяет остроты вопроса об объемах финансирования отрасли.

Больницам не хватает вертолетных денег

Неудивительно, что главным вопросом пленарной дискуссии HeliRussia стали меры господдержки. Региональная авиация субсидируется во всем мире, вопрос в механизмах и получателях помощи. Операторы вертолетной техники и финансовые компании предлагают государству дофинансировать рынок за счет отмены НДС для эксплуатантов и продлить сроки лизинга.

Государство выделяет на санитарную авиацию порядка 6 млрд руб. в год, еще 4 млрд добавляют бюджеты регионов, но 20 % из этой суммы бюджет забирает назад в виде НДС. Лизинг одного отечественного медицинского вертолета может стоить 5 млн руб. в месяц. Компания-оператор вынуждена закладывать в летный час не только лизинговые платежи, топливообеспечение, дежурство, но и подготовку и базирование в регионах летно-технического персонала, модернизацию или создание инфраструктуры и т.п. А больница или Минздрав региона не всегда выбирает даже заявленные в госзакупках летные часы, исходя из которых оператор и принимает решение об участии в конкурсе. В итоге компаниям не хватает налета, чтобы окупить расходы. Отмена НДС могла бы поднять спрос на 2 млрд руб.

Кроме того, на рынке идет замещение амортизированных вертолетов новыми, при эксплуатации которых 40–50 % стоимости летного часа составляют лизинговые платежи. Это увеличивает стоимость втрое (с 120 тыс. руб. для Ми-8Т до более 320 тыс. руб. для Ми-8МТВ), к чему заказчики не всегда готовы. Сейчас государство субсидирует ставку лизинга, но участники рынка считают это недостаточным. Как сообщил на пленарной дискуссии руководитель ГТЛК Антон Королёв, практически все эксплуатанты вертолетов в период пандемии попросили о реструктуризации лизинговых платежей. В связи с этим участники рынка намерены просить правительство о продлении максимального срока выплаты лизинга до 15 лет.