Hi, мы ищем таланты

В Рунете не хватает оригинальных проектов, в которые инвесторы могли бы вкладывать деньги. Фантастический успех роликов о Масяне, прорыв группы «ППК» на западные музыкальные площадки показывают, что Интернет сегодня является наиболее благоприятной средой для продвижения талантливых проектов.

 

По словам генерального директора «Продюсерской Интернет-компании GooDoo» Константина Рыкова, количество денег в Рунете прямо пропорционально количеству идей в нем. Самовыражение в Сети в виде размещения философских и литературных текстов, клонирования развлекательных сайтов, может быть, и способствует формированию демократической культуры, но вовсе не интересно инвесторам. Люди, работающие в Интернете, должны научиться производить коммерческие продукты. Примерами удачных проектов могут послужить мультфильмы о питерской девице по имени Масяня и успех ростовской группы «ППК».

 

Барышня-хулиган

Первые ролики про Масяню появились на сайте Mult.ru осенью 2001 года. Они нигде не рекламировались, но быстро приобрели известность благодаря тому, что пользователи Интернета сообщали друг другу адрес сайта, где можно увидеть эту девицу. Анимационный персонаж, придуманный художником Олегом Куваевым, пришелся по душе наиболее массовой аудитории Сети – молодежи в возрасте от 14 до 24 лет.

Ежемесячно на сайт Mult.ru, где размещено уже 35 серий о Масяне, заходят около 1,2 млн посетителей. В марте 2002 года Масяня стала победителем в пяти номинациях национальной Интернет-премии, а в мае вела популярнейшее музыкальное мероприятие года – фестиваль «Максидром».

В конце 2001 года было создано ООО «Масяня», которое закрепило за собой все авторские права на любое использование образа Масяни. Продюсер Григорий Зорин основными источниками дохода наряду с рекламой называет продажу продукции с логотипами персонажа, выпуск компьютерных игр и музыкальных дисков. Доход компании за текущий финансовый год должен составить около $1,5 млн. Поклонники Масяни могут скачать на свои мобильные Nokia или Siemens ее логотип за $0,95, а за $15 купить майку с ее портретом в Интернет-магазине Bolero.

Популярность Масяни привела к тому, что серверы компании, обеспечивающей хостинг сайта Mult.ru, не выдержав нагрузки, «упали», и в течение нескольких апрельских дней нынешнего года сайт был недоступен. Теперь Масяня живет на серверах «Рамблера». По словам заместителя генерального директора Интернет-холдинга «Рамблер» Ивана Засурского, они с самого начала внимательно следили за этим проектом. И когда стали проявляться «болезни роста», «Рамблер-Телеком» поселил Масяню в своих владениях.

Константин Рыков утверждает, что в Интернете хорошая идея может компенсировать значительные финансовые вложения. Рынок все еще находится на той стадии, когда в борьбе за аудиторию талантливый человек может конкурировать с компаниями-лидерами. Относительно недорогой, но талантливый проект способен подняться очень высоко в рейтингах посещаемости.

 

Пять центов за песню

Не менее яркий пример успеха, достигнутого благодаря использованию Интернета, – судьба ростовской группы «ППК», делающей музыку в стиле хаус/транс. Разместив в конце 1999 года свои композиции на сайте www.mp3.com, группа вскоре поднялась на верхние позиции в рейтинге, который выстраивается автоматически в зависимости от того, сколько раз ту или иную композицию скачают Интернет-пользователи.

В начале 2001 года композиция «ППК» под названием «HEY DJ 2001» обогнала треки Мадонны, заняв второе место в рейтинге. Благодаря этому «ППК» получила и славу, и деньги. Группа заработала около $90 000 только за счет того, что пользователи скачивали композиции с сайта mp3.com. Сайт платит музыкантам по $50 за каждую тысячу треков, загруженных пользователями на свои компьютеры. Естественно, учитывается загрузка одной композиции на один ip-адрес. Для посетителей сайта эта услуга бесплатна. Хит, попавший в тройку лидеров рейтинга MP3.com, в день прослушивают около 100 000 человек, из них несколько тысяч заказывают себе диск.

Когда Пол Окенфолд, один из продюсеров Мадонны, был в Москве, ему на пресс-конференции задали вопрос о том, какие российские группы он знает. Окенфолд ответил: «Мне нравится группа «ППК». В зале поднялся Сергей Пименов, продюсер группы, и произнес: «Я здесь…» Через неделю «ППК» и Perfecto Records, принадлежащая Полу Окенфолду, подписали контракт. К концу 2001 года сингл «ППК» ResuRection после первой же недели продаж вышел на третье место в национальном английском чарте (UK Singles Charts). Европейские продажи дисков «ППК» достигали несколько сотен тысяч экземпляров в месяц. Сосредоточившись на продвижении своей музыки через Интернет, ростовчане получили выход на очень широкую аудиторию, которая была бы им недоступна, попытайся группа продвигать себя по традиционным каналам – через телевидение или радио.

 

Реальность вместо шоу

«Создание онлайнового медиа в несколько раз дешевле, чем создание оффлайнового, – говорит Константин Рыков. – При этом влияние Интернет-издания вполне сравнимо с влиянием традиционного СМИ. Мы неоднократно замечали, что телевизионные и газетные журналисты используют наши новости. Мы для них бесплатная лента новостей».

Проект Dni.ru довольно быстро вышел на самоокупаемость, однако уже через год для его дальнейшего развития потребовались более серьезные вложения. Менеджмент GooDoo начал задумываться о привлечении инвесторов, но тут наступило 11 сентября 2001 года, потребность аудитории в информации о трагедии увеличилась многократно, и Dni.ru даже без дополнительных инвестиций встал в ряд по посещаемости с такими ресурсами, как Gazeta.ru, Lenta.ru, Strana.ru, в которые были вложены миллионы долларов.

Одним из наиболее интересных направлений своего бизнеса GooDoo считает продвижение Reality Show в Сети. Компанией накоплен немалый опыт: от поддержки «Трех сестер» (Интернет-проект из серии Reality Show, который был выполнен в 2000 году, задолго до известного шоу «За стеклом») до собственного проекта Voina.ru о войне США в Афганистане.

GooDoo, как и Масяня с «ППК», смогла добиться успеха в Интернете благодаря ярким идеям. Сегодня все они уже перешагнули через границы Сети. Масяня собирается появиться на телевидении, а GooDoo выпускает музыкальные диски.

«В Интернете бизнес ведется по тем же правилам, что и в реальной жизни, – утверждает Константин Рыков. – Для успеха необходимы оригинальная идея и хороший бизнес-план».