Top.Mail.Ru
$ 65.00
 108.40
£ 79.47
¥ 49.19
 64.04
Нефть WTI 113.28
GOLD 1816.14
РТС 1200.81
DJIA 32654.59
NASDAQ 11984.52
BTC/USD 30558.00
мнения

HR будущего: как изменится профессия в ближайшие 5 лет

Фото: An Xin / Costfoto / Sipa USA / Legion-Media Фото: An Xin / Costfoto / Sipa USA / Legion-Media

Поиск кандидатов на HR-ресурсах, проверка многочисленных резюме, проведение очных собеседований — классический процесс работы кадровых специалистов меняется благодаря новым технологиям. Так, уже 40% компаний по всему миру используют технологии искусственного интеллекта в HR. О том, как изменится профессия эйчара в ближайшие 5 лет, расскажет Андрей Крылов, CEO Skillaz.

Как автоматизация влияет на функции HR 

Исследования KPMG показывают, что многие процессы в HR можно автоматизировать, однако 5 из 21 обязанностей эйчара автоматизации не подлежат. К ним относятся: построение высокопроизводительной рабочей системы, HR- и бизнес-стратегия, организационная эффективность, управление изменениями и трудовые отношения. Автоматизированные решения освобождают специалистов от рутинных задач и позволяют сконцентрироваться на стратегических вопросах, при этом снижается риск ошибок из-за человеческого фактора. Таким образом, на первый план выходят критическое мышление, навыки анализа информации и здравый смысл. 

Какие технологии меняют принцип работы эйчаров

По информации Gartner, один из ключевых трендов HR — это полное цифровое погружение или total experience. Оно объединяет в себе мультиопыт (multiexperience), клиентский опыт (customer experience), опыт сотрудников (employee experience) и пользовательский опыт (user experience). Люди начинают взаимодействовать в едином интегрированном пространстве, благодаря чему улучшается опыт не только отдельного сотрудника, но и компаний в целом. 

Цифровые решения применяются на каждом этапе рекрутинга и варьируются в зависимости от типа подбора. Так, автоматизированная воронка кандидатов, чат-боты, войс-боты, автоматическая оценка тестирования помогают в массовом подборе, когда компаниям требуется нанять несколько кандидатов на похожие позиции, например, когда магазины набирают продавцов или кассиров. Поэтому этап скрининга кандидатов может быть полностью автоматизирован, а HR-специалисты проводят интервью только на финальной стадии отбора. 

Однако в профессиональном подборе, когда компаниям нужны высококвалифицированные специалисты, необходим человеческий подход эйчара. В частности, личные качества рекрутера важны при найме разработчиков, которые крайне востребованы на российском и международном рынке. При таком подборе используется пассивный хантинг, когда эйчары ищут сотрудников через профессиональные сети, холодный обзвон и агрегаторы профилей кандидатов. 

Чат-боты помогают рекрутерам справиться с рутинными задачами, связанными с поддержкой кандидатов. Например, компания L’Oréal применяет этот инструмент для информирования кандидатов о вакансиях, назначения собеседований, тестирования сотрудников. А Hilton использует решения на основе искусственного интеллекта, которые помогли сократить время отбора кандидатов с 43 до 5 дней, для проведения собеседований. Вопросы интервью запрограммированы, поэтому компания получает всю необходимую информацию о соискателе. 

VR- и AR-решения меняют работу эйчаров при обучении сотрудников. По информации PwC, тренинги для развития гибких навыков в формате виртуальной реальности в четыре раза эффективнее по сравнению с традиционными занятиями.

Так, компания Walmart применяет иммерсивные VR-тренинги для обучения персонала и моделирования ситуаций, которые происходят в магазинах, — от общения с покупателями до проведения распродаж. 

Наконец, автоматизация помогает кадровому делопроизводству, сокращая расходы компании. Так, только системы автоматического управления расходами, оплаты налогов и начисления заработных плат в среднем экономят компаниям 37 тысяч долларов в год. 

Какими качествами должен обладать кадровый специалист будущего 

Благодаря автоматизированным решениям кадровые специалисты освободятся от административной работы: им не придется вносить неоцифрованные кадровые записи, отправлять напоминания о собеседованиях и проводить тестирования. Это, в свою очередь, поможет эйчарам сконцентрироваться на разработке кадровой стратегии, поиске и отборе редких специалистов, удержании ценных кадров. Аналитические инструменты приобретут большую актуальность для управления ресурсами, как, к примеру, система управления человеческим капиталом Workday помогает минимизировать риски увольнений сотрудников. Кадровый специалист должен обладать аналитическими навыками и одновременно эмоциональным интеллектом и креативностью. 

Конкуренция ИИ: как рекрутерам дольше оставаться востребованным на рынке труда 

Цифровые инструменты не могут заменить эйчара в принятии решений об увольнении и приеме на работу сотрудников, поэтому такие обязанности остаются в области компетенций специалистов отделов кадров. Компании, которые увольняли персонал в результате решений алгоритмов, такие как Amazon и Tesla, получили репутационные потери и обвинения в некорректности поведения с этической точки зрения. 

В организациях происходит переход от четкой иерархии к гибким agile-структурам. Потому для эйчаров важно взять на себя роль фасилитатора для сотрудников, когда происходят организационные трансформации в компаниях, и принимать решения для управления бизнес-процессами. 

Автоматизированные решения не призваны стать «автопилотом», они служат инструментом для облегчения работы менеджеров. По прогнозам, к 2025 году рекрутеры зачастую будут выполнять для компаний консультационную работу, направленную на развитие кадрового потенциала. Потому HR-специалистам нужно развивать навыки, которые априори лучше даются человеку: это soft skills, понимание специфики той индустрии, в которую они подбирают кандидатов, а также аналитические способности для поиска кандидатов.


* Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Еще по теме