И хочется и колется

20.01.200300:00

Российские пивовары настойчиво пробиваются на белорусский рынок. Несмотря на безуспешную попытку «Балтики» приобрести минский завод «Криница», компания «Очаково» (третий по величине производитель пива в России после BBH и Sun Interbrew) намерена продолжить переговоры по инвестициям в белорусские предприятия. А Союз российских пивоваров (СРП) попробовал решить проблему с высокими тарифами на импорт российского пива, действующими в Белоруссии, предложив премьеру Михаилу Касьянову* ввести ограничения на поставки всех потребительских товаров из этой страны. «Только серьезные защитные меры позволят устранить дискриминационные действия в отношении российского пива», – говорится в письме СРП.

«Очаково» уже примерно год присматривается к трем белорусским пивоваренным заводам – Витебскому, Брестскому и Слуцкому. (Стоит напомнить, что в Белоруссии контрольные пакеты акций всех промышленных предприятий принадлежат государству.) В феврале этого года президент «Очакова» Алексей Кочетов планирует возобновить переговоры с Брестским заводом, чтобы уже к сентябрю заключить инвестиционное соглашение. Основное условие российской компании – получение в собственность не менее 51% акций белорусского предприятия. По словам Кочетова, на модернизацию Брестского завода необходимо не менее $20 млн. «Очаковцы» готовы на такие затраты, несмотря на то что у них не завершены проекты по строительству пивоваренных заводов в Пензе и Белгороде и солодовни в Липецке.

«Балтика» пытается заключить инвестиционный договор по «Кринице» с декабря 2001 года. При этом питерские пивовары уже перечислили белорусам более $10 млн в виде кредита «Кринице». Акции этого завода «Балтике» так и не передали (последний раунд переговоров состоялся в сентябре 2002 года), а кредит не вернули. На руках у юристов «Балтики» есть решение Международного арбитражного суда о взыскании долга с «Криницы», подтвержденное Минским хозяйственным судом. «Но мы не форсируем процесс возврата кредита, – заявил «Ко» руководитель пресс-службы «Балтики» Алексей Кедрин. – Эти деньги еще могут стать частью инвестиционного проекта».

Не исключено, что последняя инициатива Союза российских пивоваров (где, кстати, председательствует президент «Балтики» Таймураз Боллоев) – это попытка побудить белорусские власти быть более благосклонными к инвесторам. Импорт российского пива в Белоруссию, по оценке СРП, составляет около 8 – 9 млн дал в год – немногим более 1% от общероссийского объема производства пива. Отечественные пивовары более заинтересованы в создании собственного производства в Белоруссии. Это довольно емкий рынок: если сейчас среднестатистический белорус выпивает менее 20 л пива за год, то в ближайшие годы, по мнению Алексея Кочетова, этот показатель может вырасти до 35 л и выше. Он также уверен, что в Белоруссии «можно создать хорошую базу для экспорта пива в Восточную Европу – в Польшу, Прибалтику, на северную Украину».

При этом в белорусской пивной промышленности до сих пор нет частного капитала – в отличие, например, от соседней Украины, где все достойные заводы, за исключением «Оболони», уже поделены между крупными холдингами. Если после очередных президентских выборов политический режим в Белоруссии сменится, то в страну, несомненно, нагрянут западные инвесторы – куда более состоятельные, чем российские. Пока этого не произошло, наши пивовары стремятся застолбить себе места на белорусском рынке. Видимо, поэтому и «Балтика», и «Очаково» так терпеливы в переговорах с чиновниками Лукашенко. Вопрос в том, дождутся ли они взаимности от белорусских властей.

«Политика администрации Лукашенко такова, что для каждой иностранной компании определяются индивидуальные правила игры, и эти правила легко могут быть пересмотрены в одностороннем порядке», – объясняет Александр Фадеев, заведующий белорусским отделом Института стран СНГ. Вот свежий пример: в сентябре 2002 года внеочередное собрание акционеров (читай: белорусское правительство) пивзавода «Дедново» одобрило проект создания совместного предприятия с американской компанией Detroit Brewing, владеющей «Пивоварнями Ивана Таранова». Американцы уже к декабрю составили проект реконструкции завода. А совместное предприятие до сих пор не зарегистрировано.


** признан в России иноагентом