И спи спокойно...
По данным исследований, россияне не спешат широко пользоваться финансовыми услугами, страхуясь от рисков и собственной неопытности.
.
Показатели 2012 г. (Данные получены в рамках мониторинга финансовой активности населения России, проводимого исследовательской группой "ЦИРКОН" с 2000 г. Здесь представлены некоторые результаты последней волны мониторинга (март 2012 г.), а также динамика за последние годы. Источники - собственные репрезентативные опросы, а также исследования ВЦИОМ и Левада-центра.) демонстрируют сохранение прежних тенденций: основную долю финансовых услуг, которыми пользуются россияне, составляют услуги условно принудительные: полисы обязательного медицинского страхования (ОМС) и дебетовые карты. Кстати, отвечая на вопрос об используемых финансовых услугах, лишь 42% респондентов заявили, что имеют полис ОМС. Таким образом, больше половины участников опросов не понимают, что ОМС - финансовый сервис, и не осознают, что, имея полис ОМС, пользуются финансовыми услугами.
Впрочем, сравнение данных 2012 г. с результатами опросов в 2010 - 2011 гг. свидетельствует о довольно заметной положительной динамике: за два года в полтора раза (с 25 до 16%) сократилась доля россиян, заявляющих, что они не пользовались ни одной из финансовых услуг. В свою очередь, выросли доли респондентов, заявивших, что они пользовались за последний год теми или иными финансовыми услугами. Наиболее заметным является декларируемый рост пользования дебетовыми картами и кредитками, потребкредитами, денежными переводами, обменом валюты, интернет-банкингом, денежными играми.
Активность россиян на рынке финансовых услуг далеко не всегда отражает их декларировавшиеся ранее намерения: многие оказались более активными игроками сегмента, чем можно было предположить: треть из тех, кто не собирался пользоваться финансовыми услугами в прошлом году, ими таки воспользовались. Причем это касается не только условно принудительных услуг, но и большинства других, за исключением ипотечного кредитования и покупки ценных бумаг.
Причин разрыва между декларациями и реальным поведением несколько. Во-первых, отвечая на вопросы, люди осторожничают, и к тому же некоторые операции не планируются заранее. Во-вторых, можно говорить об определенной стабилизации после кризиса. В-третьих, налицо постепенное освоение россиянами новых услуг, в частности интернет-банкинга.
Можно прогнозировать, что лидером с точки зрения спроса останутся все те же условно принудительные финансовые услуги. Менее популярны будут услуги, связанные в глазах населения с повышенным риском или пока малоизвестные и непонятные большинству - операции с ценными бумагами, ипотека, вклады в негосударственные пенсионные фонды, денежные игры.
В расчете на койку |
||
Среднестатистический россиянин не искушен в финансовых инструментах и не относит к их числу полис обязательного медицинского страхования. Но сам полис играет в нашей жизни немаловажную роль, обеспечивая какой-никакой гарантированный уровень медицинского обеспечения. Какой именно? |
||
Численность населения на 1 койку |
Численность населения на 1 врача |
|
Россия (2010 год) |
107 |
200 |
Австрия (2009 год) |
131 |
214 |
Бельгия (2009 год) |
152 |
337 |
Германия (2009 год) |
121 |
331 |
США (2008 год) |
323 |
370 |
Финляндия (2009 год) |
161 |
368 |
Швеция (2008 год) |
362 |
268 |
Япония (2008 год) |
79 |
450 |
Источник: Росстат |