Top.Mail.Ru
мнения

И целого офиса мало: на каком этапе бизнесу не обойтись без штаб-квартиры

Строительство штаб-квартиры компании «Яндекс». Фото: Василий Кузьмичёнок / Агентство «Москва» Строительство штаб-квартиры компании «Яндекс». Фото: Василий Кузьмичёнок / Агентство «Москва»

Строительство собственного здания — это большое капиталовложение и инструмент выхода бизнеса на новый уровень. О том, чем штаб-квартира отличается от обычного офиса и как помогает реализовать стратегию компании, рассказывает генеральный директор «Тренд Хантер. Инвестиции и управление» Елизавета Мартынова. 

Не только для имиджа

Собственная штаб-квартира — это элемент престижа и укрепление имиджа бренда. Во всем мире корпорации привлекают архитекторов мирового уровня и строят впечатляющие здания, чтобы попасть в рейтинги и занять первые места архитектурных конкурсов. Это может быть частью PR-стратегии — как «Медный дом» Русской медной компании или еще не достроенное, но уже нашумевшее здание штаб-квартиры «Яндекса».

Есть другая философия — не строить архитектурный памятник, а сосредоточиться на внутреннем наполнении. Штаб-квартиры европейских и американских консалтинговых и технологичных компаний внешне выглядят достаточно скромно. Зато внутри — новейшие инженерные решения, высокое качество воздуха и освещения, видеоаналитика. Примерами могут служить здания The Edge (Амстердам, Нидерланды) или RBC Waterpark Place III (штаб-квартира Cisco в Канаде).

Каким бы ни был подход, это масштабный инвестпроект, слишком дорогой для того, чтобы реализовывать его только ради удовлетворения тщеславия. Создание пространства для обеспечения прорывного роста, пилотирования инноваций, нового уровня коммуникации и безопасности — главная причина решения в пользу штаб-квартиры. Компании решаются на него не из-за нехватки места, а для перехода на следующий этап развития, когда просто офиса уже недостаточно.

Штаб-квартиры нужны не только гигантам вроде «Сбера» или «Новатэка» (такие крупные компании обычно строят свои штаб-квартиры площадью около 150 тыс. кв. м. и более, это сопоставимо с площадью крупного торгового центра, регионального молла). Для среднего бизнеса вполне подойдет штаб-квартира площадью 30 тыс. кв. м.

С точки зрения урбанистики штаб-квартиры часто становятся знаковыми городскими объектами и архитектурными доминантами. При наличии или создании необходимой инфраструктуры вокруг они оказываются одним из ядер полицентричных городов. Развитие корпорации нередко сопровождается значительными преобразованиями в городском ландшафте, хотя степень влияния зависит от множества факторов градостроительной политики и интеграции корпорации в местное сообщество и культуру.

Инновации, безопасность, социальный инжиниринг

В каких ситуациях пора думать о собственной штаб-квартире? Прежде всего, когда возникает запрос на еще более высокий уровень внутренней инновационной культуры. Такому бизнесу требуется особая организация пространства: образовательные центры, полигоны, лаборатории для тестирования. Но это не самое сложное. Важно учитывать принципиально другие подходы к безопасности, особенно если компания работает с государством. Например, в зданиях Сити, куда переместилось несколько ведомств и министерств, контур безопасности, включая управление лифтовым и инженерным оборудованием, был переделан. На определенном этапе развития требования компании к безопасности становятся настолько высокими, что проще построить здание под себя, чем вкладываться в доработку арендной недвижимости или отдельных блоков.

Сейчас к пределу возможностей своих текущих офисов подходят компании с сильными инженерными компетенциями, особенно в сегменте ОПК. Такие фирмы требуют не только продуманной организации пространства, комфорта и эргономики, но и мощных технологий и инфраструктуры для поддержания своей деятельности. Актуальный пример такого подхода — бизнес-парк «Ростех-Сити» (штаб-квартира Ростеха).

В современных штаб-квартирах проектируется среда, которая мотивирует людей к совместной работе и творчеству, — социальный инжиниринг с помощью планировочных решений. Например, можно стимулировать взаимодействие сотрудников разных департаментов через создание пространств для неформального общения: кафетериев, лаунж-зон, игровых комнат и спортивных площадок. Горизонтальные связи часто приводят к новым инициативам и их реализации, что в итоге приносит прибыль компании.

Необходимость таких изменений в рабочей среде возрастает, когда компания начинает развиваться и менять свой управленческий стиль. Большинство фирм начинает свое развитие как «красные» по спиральной динамике — это директивный стиль управления, когда «начальник всегда прав». Жесткая иерархия отражается и в организации пространства: отдельные кабинеты, закрытые двери, отсутствие зон для общения. По мере развития компании возникает потребность в более открытом общении. Изменения невозможно реализовать в старом пространстве с регламентированными доступами в кабинеты руководителей. Новая е планировка способствует другому стилю общения и управления.

Битва за внимание сотрудников

В период тяжелого кадрового дефицита важно не только привлечь и сохранить лояльность лучших специалистов, но и удержать их внимание среди многообразия различных стимулов: соцсетей, торговых площадок, развлекательного контента. Для обеспечения концентрации и поддержания продуктивности, чтобы сотрудники не отвлекались на решение личных и бытовых вопросов, в здании появляются фитнес-центры, корпоративные детские сады, аптеки, магазины и химчистки. Такой подход заметно отражается на показателях лояльности.

Крупные корпорации в своих штаб-квартирах нового поколения, построенных позднее 2014 года, уделяют большое внимание планировочным решениям и комфорту сотрудников. Детально проработанная начинка здания, включающая все аспекты внутреннего пространства и сервиса, является одним из ключевых отличий штаб-квартиры от обычного офиса. Критическое значение имеет пользовательский опыт.

Недостаточно просто рассчитать количество переговорных, санузлов, кухонь и коридоров, исходя из числа сотрудников. Задача специалистов, которые работают с планировочными решениями, — досконально изучить стратегию развития компании и найти инструменты ее реализации через пространственные и средовые решения. Это происходит на этапе формирования технического и функционального задания, то есть до этапа проектирования.

Команда, отвечающая за подготовку техзадания, должна сформировать сервисную и программную концепции здания с учетом потребностей всех групп пользователей. А их может быть больше 80: сотрудник-интерн, молодая мама, посетители из компаний-клиентов. Это разные профили с различными потребностями и сценариями взаимодействия со зданием. Изучение пользовательского опыта и опросы сотрудников позволяют понять, как люди взаимодействуют на работе, что они делают, что им удобно, а что нет.

Организация пространства и дизайн внутренних помещений должны также отражать ценности компании. Например, если она заботится об окружающей среде, можно использовать только переработанные материалы.

Штаб-квартира должна окупаться не только за счет экономии на аренде, но и за счет прироста эффективности и повышения производительности. Компании, уже совершившие переезд, говорят об увеличении производительности на 15–25%, удовлетворенности рабочими условиями на 20–25%, уровня счастья сотрудников на 25–30%. Такие данные упоминаются в интервью о переездах ИТ-гигантов: Amazon, Google, Facebook, Alibaba.

Как подготовить техническое задание на проектирование

Часто техзадание сводится к площади: постройте нам столько-то этажей и квадратных метров, а мы придумаем, чем их занять. Это связано с пониманием пятна застройки — площади, которую может согласовать город или дает девелопер. При этом предпроектная стадия упускается из виду, и это отражается на результате.

Чем больше аспектов будет продумано заранее, тем более эффективно сработают инвестиции. Важно выделить время для исследований и разработки методологии организации пространств; изучить стратегию компании, глубоко погрузиться в ее корпоративную культуру и организационную структуру, подумать о будущем организации. Результатом исследовательского этапа становятся сервисная и программная концепции нового здания.

В сервисной концепции прописывается, что конкретно и по каким сценариям будет происходить в здании, вплоть до функционала и графиков использования каждого помещения. Рассмотрим типичный пример с нехваткой переговорных комнат: это важное пространство для работы, и его недостаток снижает общую эффективность рабочих процессов. Важно понять, каких именно переговорных не хватит в будущем: огромных залов для больших совещаний, небольших комнат на 4–5 человек или индивидуальных будок для телефонных разговоров. Цели использования переговорных каждого типа определяют их оснащение: для мозговых штурмов нужны доски и мебель-трансформер, для переговоров с клиентами — экран для презентаций и большой стол. Переговорные — лишь малая часть вопроса. Таких нюансов тысячи — от расположения розеток и регулировки освещения до количества фит-пойнтов и точек питания.

Второй документ — это программная концепция, которая включает количество лабораторий, тестовых полигонов, тяжелого оборудования, под которое нужно рассчитывать нагрузку, высоту потолков, число и расположение вытяжек и т. д.

На основе сервисных и программных концепций можно переходить к следующему этапу — техническому заданию непосредственно на архитектурное проектирование.

Будущее важных корпоративных пространств

В перспективе 5–7 лет, скорее всего, в проектировании будет более широко применяться научно обоснованный подход: по физиологическим реакциям человека есть возможность оценить, комфортно ему находиться в помещении или нет. Через симуляции можно проверять проектные решения, освещение, дизайн. Сейчас проектирование больше ориентируется на параметры «красиво — удобно», «традиционно принято», а станет опираться на то, как сделать пространство максимально полезным для раскрытия возможностей и продуктивности человека.

Будет расти внимание и к сервисам внутри здания. Повысится роль сервисных и управляющих компаний: именно они определяют, насколько бесшовным и приятным будет опыт сотрудника от взаимодействия с пространствами. О том, насколько важна сервисная составляющая, говорит, в частности, появление нового типа вакансий на позиции «менеджер по счастью».

Будет ли в корпорации менеджер по счастью или нет, сотрудники все равно будут хотеть приходить в штаб-квартиру, где им удобнее и комфортнее, чем в любом другом месте, где их ценят и создают условия для реализации. И в таких случаях штаб-квартира становится работающим инструментом, неотъемлемой частью стратегии компании, помогающей достигать цели, преодолевать барьеры и выходить на следующие этапы развития.