Top.Mail.Ru
архив

Идет отгрузка

Пока московские розничные сети рапортовали об открытии очередных супермаркетов, в регионах тихо вызревали гиганты типа компании «Тандер», управляющей двумя с половиной сотнями магазинов. Поставщики торгового оборудования, консультанты и кадровые агентства, опрошенные «Ко», отмечают просто грандиозный рост региональных розничных проектов. И это настоящее золотое дно для столичных компаний, обслуживающих торговлю, – ведь в самой Москве рынок уже насытился.

 

В рекламном еженедельнике «Товары и цены» объявления о поставках оборудования и инвентаря для торговли не умещаются уже на 100 страницах. Конкуренция сервисных компаний и поставщиков на столичном рынке чрезвычайно остра, поэтому участникам рынка выгодно ориентироваться на другие города. Не так давно компании «Интерфуд», «Сервис Плюс» и «Остров», лидирующие на рынке поставок оборудования для магазинов, объявили о создании пула, цель которого – продвижение услуг в регионах. Пересматривают свои приоритеты и другие столичные поставщики торгового оборудования.

 

«Они там умные…»

В последние два года розничная торговля в стране растет очень быстрыми темпами. Если раньше московские сети за год прирастали двумя-тремя торговыми точками, то теперь счет идет на десятки магазинов. Например, у «Перекрестка» сейчас 40 магазинов, а в планах на начало следующего года – 58. Столько же дискаунтеров собирается иметь в Москве и сеть «Пятерочка», насчитывающая на данный момент 32 магазина.

Успехи сетей в других городах впечатляют еще больше. По словам директора аудиторско-консалтинговой группы «Развитие бизнес систем» Андрея Мясникова, тенденция к росту региональной розницы наметилась в 1999 году: «Связанный с тяжелой промышленностью капитал в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Магнитогорске начал тогда искать способы диверсификации бизнеса и пошел в розничную торговлю, – говорит Мясников. – К тому же в регионах стал увеличиваться платежеспособный спрос. Первым нашим клиентом был магнитогорский ТД «Класс!». Сейчас в их сети порядка 20 дискаунтеров». Региональные ритейлеры – это либо крупные промышленники, диверсифицирующие бизнес, либо оптовики, либо структуры, близкие к местным администрациям. В Челябинске, например, одну из сетей формирует, по слухам, компания «Макфа» (производитель макарон), вторую – личный друг мэра. Но пока магазины ни одной, ни другой сети не объединены общим названием.

Оптовики идут в розницу из коммерческих соображений – на торговле крупными партиями товара сейчас можно заработать лишь 3 – 5%, в то время как рентабельность розничной торговли составляет 14 – 16%. Оптовая компания «Тандер» из Краснодара открывает в месяц по 15 – 20 магазинов под маркой «Магнит». Сейчас у «Тандера» 260 магазинов в Краснодаре, Сочи, Саранске и Волгограде. Сбавлять обороты краснодарцы, купившие в этом году московскую сеть магазинов «Нестеровский», не собираются. «Региональный рынок розницы расширяется, причем в некоторых городах процесс этот носит взрывной характер, – говорит генеральный директор РАО «Консалтинг» Александра Славянская. – В Ярославле, к примеру, мы консультируем сеть «Семь пятниц», которая открывает одновременно пять супермаркетов. Если полгода назад мы вели в месяц порядка четырех региональных проектов, то сейчас их восемь, а к декабрю будет 12».

Специалисты, работающие на розничном рынке, отмечают, что компании из регионов создают свой бизнес основательно, применяя системный подход. «Они не «отмывают» деньги, а стремятся построить высокодоходный бизнес, учась на московских ошибках. Они там умные, все семинары и выставки посещают и понимают, что доходы появятся, если обеспечить высокий уровень управления. Поэтому региональные заказчики готовы вкладывать деньги в оборудование и консалтинг», – говорит Сергей Моисеев, коммерческий директор компании «Интерфуд», специализирующейся на поставках торгового оборудования.

Потребность регионов в качественном торговом оборудовании не могла остаться незамеченной столичными компаниями, которым постепенно становится тесно внутри Московской кольцевой автодороги. На рынке «магазиностроения» в России работают 600 – 700 фирм. Это поставщики и производители торгового оборудования, а также компании, занимающиеся автоматизацией учетных процессов в торговых предприятиях, проектировщики, строители и консультанты. Все они в последнее время ориентируются на работу с регионами – московский рынок тесен, каждая из действующих в столице торговых сетей, выбрав поставщика оборудования, работает с ним постоянно. В регионах же проектов больше, и емкость рынка торгового оборудования огромна. По самым приблизительным расчетам, оснащение каждого квадратного метра магазина обходится его владельцу в $300 – 600. В этом году объемы сданных в эксплуатацию новых площадей по стране исчислялись миллионами квадратных метров. «Рост сетевой розницы в регионах очевиден, и его темпы выше, чем в Москве, – констатирует Родион Толпушов, директор компании «BBPG консалтинг». – Причем речь идет не только о миллионниках, но и о городах с населением от 200 000 человек. Поэтому компании, занимающиеся поставкой оборудования и автоматизацией, стремятся работать с регионами».

 

Единым фронтом

Пул трех московских компаний, каждая из которых специализируется на отдельном направлении («Остров» – на производстве и поставке холодильных систем, «Интерфуд» – на поставках и монтаже оборудования, «Сервис Плюс» – на системах автоматизации), создавался именно в расчете на работу с регионами. Комплексные услуги в провинции востребованы больше, чем в Москве.

Компания TraDesBCB, например, ориентируясь на потребности региональных заказчиков, в прошлом году занялась управленческим консалтингом и теперь способна предоставить клиентам полный комплекс услуг – от маркетинговых исследований и разработки концепции до строительства и оснащения магазина. Однако комплекс от TraDesBCB скорее исключение – обычно компании привлекают под каждый проект партнеров, специализирующихся на отдельных направлениях.

Партнерство же компаний «Сервис плюс», «Интерфуд» и «Остров» вышло за рамки типичной для рынка практики. Пул трех компаний будет зарегистрирован как отдельная фирма с собственным офисом, штатом и рекламным бюджетом. Первоначально предполагалось, что на рекламу каждая из компаний выделит по $15 000, но, по словам Сергея Моисеева из «Интерфуда», эти цифры пересматриваются в сторону увеличения. В сентябре компании откроют выставочный зал на 2000 кв. метров, где представят готовые решения для магазинов, созданные сообща. В крупных городах намечено создать представительства, которые займутся продвижением пула, проведением семинаров и участием в выставках. «Эти представительства будут дублировать филиалы отдельных компаний, – признается Моисеев, – но такой шаг оправдан. Мы уже сделали вместе пять коммерческих проектов и поняли, что втроем работать лучше, чем порознь. При этом каждая из компаний останется на рынке и как отдельный игрок». В ближайшее время в пул должна войти компания «Дельта Лизинг». Партнеры по альянсу надеются за счет лизинговых схем повысить свою привлекательность.

Участники пула не скрывают, что хотят добиться конкурентного преимущества – даже мелким заказчикам комплексных услуг предоставляются скидки от всех трех компаний.

 

Локальные битвы

Очевидно, в ближайшие годы конкуренция на региональном рынке обслуживания розницы резко усилится. «Пока интересы консалтинговых компаний в регионах не пересекались, – говорит Андрей Мясников. – Но через несколько лет это обязательно случится. В Москве заказчики уже проводят объявленные или негласные тендеры среди консультантов и поставщиков оборудования. Скоро начнется конкуренция и на региональном рынке». Тем более что туда пойдут столичные розничные сети.

Одна только «Пятерочка» собирается к концу 2003 года расширить сеть до 200 магазинов в разных городах России. Планы регионального развития вынашивают и «Перекресток», и «Рамэнка», и IKEA, и Metro, и Auchan. За ритейлерами-«локомотивами» потянутся и обслуживающие компании. Причем не только поставщики и консультанты, но и кадровые агентства. «Доля региональных клиентов компании растет, – говорит Наталья Долженкова, менеджер по развитию бизнеса московского отделения компании по подбору персонала Kelly Serviсes CIS. – В этом году мы открыли представительство в Самаре. В случае необходимости наши выездные команды работают на базе клиента в любом городе. Скоро мы начнем заниматься в регионах и рекрутингом для розничных компаний – две западные сети планируют экспансию в российскую провинцию, и мы пойдем вслед за нашими клиентами».

Московским поставщикам оборудования, решившим обосноваться в регионах всерьез и надолго, придется конкурировать не только друг с другом, но и с местными компаниями, иногда – с собственными дилерами. К примеру, компании «Синтагма» и «Аланта» в Челябинске известны гораздо лучше, чем «Русский проект», чьим оборудованием они торгуют. «Мы десять лет работаем на рынке автоматизации торговли и ни в чем не уступаем московским компаниям, – говорит Андрей Туров, коммерческий директорекатеринбургской компании «ДатаКрат», занимающейся автоматизацией. – Территориальная близость к заказчикам, понимание местных условий и особенностей позволяют нам успешно конкурировать с ними».

Еще одним преимуществом местных компаний может стать наличие собственного производства. За последние несколько лет в России появились современные заводы, и теперь востребованное региональными ритейлерами холодильное оборудование производят итальянская Arteg в Зеленограде и завод «Кифато» в Клину, а мебель для торгового зала – питерская фабрика «Сотос».

Однако конкурировать с московскими фирмами компаниям из регионов будет сложно. «На местах есть и поставщики, и производство, но весь перечень необходимого магазинам оборудования региональные компании обеспечить не могут, – говорит Владимир Олейник, генеральный директор компании TraDesBCB. – Иногда мы поставляем в один магазин оборудование от 10 – 15 производителей, причем часть оборудования (винные стеллажи, хлебные горки) делаем сами. Региональные заказчики традиционно смотрят на Москву как на фабрику идей и технологий, поэтому мы ожидаем прироста региональных заказов на 50%».

Конечно, говорить о жесткой конкуренции на региональном рынке поставщиков оборудования для розницы пока рано. Ее нет даже среди розничных сетей – рынок не насыщен. На сорок сетей в Москве приходится лишь 10% от объемов городской розничной торговли. Единственный российский город, где уже сейчас ритейлеры конкурируют друг с другом – Калининград. Там четыре сети контролируют 60% рынка. Лет через десять так будет по всей России.

Еще по теме