Идейные течения
Ситуация, впрочем, не удивляет экпертов. "Все кино делится на две части: мировое, которое производится Голливудом, не является американским по сути и показывается во всех странах, и национальное, - рассказывает генеральный директор Movie Research Олег Иванов. - Доля фильмов второй категории мала даже на рынках стран-производителей. Это закон жизни: наши фильмы не будут прокатываться на других рынках, потому что это национальное, а не мировое кино. Конкурировать с Голливудом не может практически никто, за исключением отдельных студий и картин всемирно любимых кинематографистов". По мнению генерального директора "Планета Информ" Дмитрия Литвинова, для российских производителей могут представлять интерес прежде всего рынки Франции, Англии и Германии. "Сейчас мы пробуем выпускать там российские фильмы в прокат ограниченным количеством копий. Но пока процесс на стадии раскачки. Активно рассчитывать в кинопрокате мы можем только на Китай, но на этом рынке жесткая цензура и квота на иностранное кино", - отмечает он.
На этом, отнюдь не радужном фоне, тема ремейков наших фильмов, а также экспорт идей, из которых американские студии способны сделать мировое кино, продолжает оставаться актуальной. Параллельно могут расширяться продажи оригинальных российских телеформатов, то есть идей различных сериалов и шоу, копии которых покупатель будет производить у себя на родине.
Запугать Голливуд
"На игле" - самый кассовый российский фильм в зарубежном прокате |
Последний случай продажи прав на съемку ремейка нашей картины - сделка по ленте "Прячься!". Вышедший в 2010 г. триллер о таинственных событиях на заброшенной метеостанции с бюджетом в $2 млн снимали продюсеры Влад Ряшин (российско-украинская ГК Star Media) и Сергей Сельянов (кинокомпания "СТВ") совместно с телеканалом "Россия" и при софинансировании немецкого кинофонда Amselfilm Productions. В качестве режиссера создатели пригласили дебютанта-ирландца Джонни О'Райли, известного своими короткометражками. Фильм провалился в прокате СНГ (бокс-офис в РФ составил чуть более $100 000, на Украине - только $31,500), однако вошел в шорт-лист фестиваля AFI в Лос-Анджелесе и получил хорошие рецензии в западной прессе. В частности, журнал Variety написал, что картина "превосходно подходит для голливудского ремейка". Лентой заинтересовались две американские студии: Vertigo Entertainment (среди проектов - "Отступники", "Вторжение", "Посылка") и 1821 Pictures, решившие купить права "на паях". Кроме того, на каннском кинорынке права на кинотеатральный прокат и DVD были проданы американскому дистрибьютору Hannover House: с ноября этого года дублированный The Weather Station стартует в пяти крупных городах США.
Vertigo Entertainment сейчас ведет переговоры по привлечению в проект ремейка одного из голливудских мейджоров. В производство вложат около $10-15 млн. По условиям контракта, кроме стоимости прав, российские продюсеры получат процент от бюджета, однако цифр в Star Media пока не разглашают. Эксперты подсчитали, что речь может идти о сотнях тысяч долларов.
Этот пример не единственный после "Дозора", хотя ни одного ремейка наших современных картин в Голливуде пока так и не вышло. В 2006 г. независимая американская студия Gold Circle Films купила опцион на ремейк проекта "Мертвые дочери" режиссера Павла Руминова (Practica Pictures по заказу "Централ Партнершип"), причем увидев только рабочие и рекламные материалы фильма. В 2010-м испанское подразделение Fox International приобрело права на ремейк другого хоррора по-русски - "Юленька" (продюсеры Ренат Давлетьяров и Александр Котелевский). Известно также, что "Централ Партнершип" вела переговоры с крупнейшими американскими студиями о картине "Домовой", два года Universal Pictures обсуждала с СТВ ремейк "Брата", идут разговоры о продаже прав на ремейк "На игре" и пр. Очередной проект Тимура Бекмамбетова "Черная молния" прельстил мейджора - Universal Pictures, однако дальше переговоров дело, похоже, не продвинулось. В случаях, когда сделка все-таки заключается, рассчитывать на большой доход от продажи прав наши кинокомпании пока не могут. По мнению Олега Иванова, сумма контракта может находиться в пределах стоимости слабого сценария: от $50 000 - 100 000, то есть счет не идет на миллионы. В случае производства ремейка продавец может получить небольшой процент от сборов или от производственного бюджета. "Пока сделки на ремейк российских картин единичны и не приносят правообладателям сверхприбыли, они исчисляются максимум сотнями тысяч долларов, в то время как успешные голливудские картины могут стоить гораздо больше", - констатирует председатель совета директоров ГК Star Media продюсер Влад Ряшин. Однако эксперт считает, что рынок продажи прав на ремейки - весьма выгодное бизнес-направление. Сделки распространяются на определенную территорию и время и соответственно могут быть заключены многократно.
"Крупнейшие американские студии-мейджоры всегда интересовались наиболее успешными кинопроектами в других странах мира, - напоминает генеральный продюсер "ВайТ Медиа" Тимур Вайнштейн. - Но если в конце 1990-х - начале 2000-х основная часть американских ремейков была сделана по французским и немецким картинам, то теперь развитие кинопроизводства в восточноевропейском и азиатском регионах сделало привлекательными с точки зрения киноформатов и эти территории".
В отличие от проката российских фильмов за рубежом, не подходящих Западу по причине своей "национальности" и по качеству исполнения, продать идею на откуп тому же Голливуду действительно проще. Но проблема в том, что "фабрика грез" привыкла работать с цифрами - она следит за сборами потенциальных форматов для адаптации на локальных рынках.
Грезы о Фабрике
Российские картины в зарубежном прокате в 2011 г. |
"На игре" (Китай) - $2,3 млн "Овсянки" (Франция и Бельгия) - $600 000 "Как я провел этим летом" (Австралия) - $350 000 |
Качеством нашего контента Голливуд не привлечешь (разница в бюджетах между ними и нами огромна), поэтому заинтересованные в сотрудничестве игроки должны включить фантазию. "Отличная идея, как в тех же "Мертвых дочерях", может привлечь внимание западных продюсеров. Хотя сам фильм, если рассматривать его с точки зрения западных производителей, снят за копейки (производственный бюджет $1 200 000. - Прим. "Ко"), - рассуждает генеральный продюсер "СТС Медиа", генеральный директор СТС Вячеслав Муругов. - Это направление обязательно будет развиваться, но случится это, когда мы перестанем пытаться копировать то, что сегодня производит Голливуд. Несколько странно скопировать какой-нибудь модный тренд, а потом пытаться продать эту копию обратно". Другой момент, на который обращают внимание американцы, - успех оригинального фильма на локальном рынке. По этой причине американские студии в свое время заинтересовались "Ночным дозором", узнав из статьи на первой полосе The New York Times о том, что российская картина победила на внутреннем рынке их голливудские блокбастеры. Это подтверждает и тот факт, что чем успешнее оригинальная версия, тем дороже права на ее ремейк. Однако именно бокс-офисный критерий - болевая точка национального кинобизнеса, которому все сложнее привлечь зрителей на наше кино. По прогнозам издания "Кинобизнес сегодня", доля сборов отечественных картин в кассе проката СНГ в этом кинопрокатном году составит всего 10 - 12%, это рекордно низкий процент за последние 7 лет. Подобное положение дел не дает экспертам повода для оптимизма. "Если по нашим фильмам американцы снимут ремейки, то их удел - это выход на DVD, минуя кинопрокат, - считает редактор отдела статистики "Кинобизнес сегодня" Сергей Лавров. - Вряд ли это направление будет развиваться, так как российское кино перестали смотреть уже и в России, а Голливуд обращает внимание только на кассовых чемпионов проката, пытаясь выжать из них что-то и для своей аудитории. Но разве можно делать ремейки из "Яиц судьбы" или "Елок"? (оба фильма стали хитами нашего проката, собрав более чем по $22 млн. - Прим. "Ко"). Олег Иванов полагает, что пока в смысле международного кинообмена наша страна выглядит довольно плохо. "Положитетельная тенденция возможна, но для этого наши кинематографисты должны определить образ нового российского кино, которое сейчас рассматривается скорее как антибренд", - заключает эксперт.
На этом фоне ситуация с рынком телеконтента представляется специалистам более оптимистичной. Наши каналы и продакшн-компании давно заполняют эфир развлекательным контентом российского производства - как оригинальным, так и адаптированным. Его доля давно перевалила за 70%. И несмотря на то, что, как и в случае с кинопрокатом, американские и европейские телеканалы дают мало шансов любому иностранному контенту, форматы кочуют по странам гораздо активнее, чем ремейки. И наконец, проекты, основанные на российских идеях, уже идут на зарубежных каналах. Тем временем в последние годы на рынках Европы и США наметился дефицит свежих форматов, рассказывают участники рынка.
Не "Домом-2" единым
Казахстанский Седьмой канал купил права на адаптацию Comedy Club |
Имелся шанс, что шествие наших форматов по миру начнется очень пикантно. В 2005 г. телеканал "ТНТ" продал права на проект "Дом-2" телевизионному мейджору Sony Pictures Television International. Однако за те годы, на которые распространялась лицензия, "Дом-2" по-американски так и не вышел. В итоге Россия прочно влилась в круговорот форматов на мировом рынке без лишних скандалов. Сначала наша страна пережила бум адаптаций "золотой библиотеки" мировых форматов. "Сейчас мы идем в ногу с мировыми трендами, показывая и адаптируя совсем свежий продукт одними из первых, - рассказывает Тимур Вайнштейн. - Так, например, произошло и с форматом The Money Drop компании Endemol ("Шоу Десять Миллионов"), который был адаптирован для "России 1" всего лишь спустя несколько месяцев после появления оригинальной версии в эфире британского Channel 4 в 2010 г.".
Тем не менее на рынке имеются прецеденты продаж отечественного телеконтента на Запад. В 2008 г. анимационный сериал "Смешарики" от Riki Group под названием Go Go Riki вышел в прайм-тайм на американском телеканале CW, позднее, уже как Kikoriki, на национальном немецком канале Ki.Ka, а также на украинском "Интере" и еще на каналах Сербии, Черногории, Финляндии, Испании, Италии и других стран. Как рассказывал тогда "Ко" генеральный продюсер Riki Group Илья Попов, доходы от продажи прав иностранным каналам в несколько раз превышали прибыли от аналогичных продаж их российским коллегам (средняя цена за серию "Смешариков" на внутреннем рынке составляла 1000 - 1500 евро). Другой пример - сериал "Бедная Настя" (совместный проект "Амедиа" и Sony Pictures Television Russia), проданный в 25 стран мира. Кроме того, российские развлекательные шоу и сериалы прочно "сидят" в эфире каналов СНГ. По оценкам "ВайТ Медиа", они могут занимать более половины эфира телеканалов на Украине и более трети в Казахстане, не уступая по рейтингам национальному контенту. На том же украинском рынке прошла обкатка продажи российских форматов, а теперь в процесс включился Казахстан.
Но кроме самого контента, продают права на адаптацию. Казахстанский Седьмой канал в этом году купил права на адаптацию сразу двух российских проектов - Comedy Club и "Что? Где? Когда?". Последний был также успешно реализован и в другие страны СНГ, а также в Европу и Америку (телеканалу ABC). Из сериалов пока продан только формат ситкома от "СТС Медиа" "Папины дочки", его приобрел немецкий телеканал Das Vierte. Как говорил тогда Вячеслав Муругов, сумма соглашения должна была составить около $6000 - 7000 за серию. По экспертным оценкам, сегодня стоимость одной программы формата может быть десятки тысяч долларов, одного эпизода длинного телешоу - несколько тысяч долларов.
В этом контексте амбиции отечественных телепроизводителей на рынке продажи форматов выглядят закономерными. В частности, Star Media собирается представить на телерынке в Каннах свой формат телешоу "Майdан's", созданного совместно с партнерами из "Квартала-95" и с успехом прошедшего на Украине. Суть шоу - в соревновании городов за звание танцевальной столицы страны. В Star Media рассчитывают, что это может быть близко и понятно любому человеку в любом государстве. "Мы понимаем, что рынок форматов - весьма привлекательный бизнес, и планируем серьезно развивать производство собственных форматов, - отмечает Влад Ряшин. - Российская телеиндустрия сегодня находится уже на очень высоком уровне - наш продукт по качеству может составить конкуренцию ведущему мировому телеконтенту. И мы готовы предлагать свои идеи".
Бизнес "ВайТ Медиа", на 51% принадлежащей голланской Endemol, мировому лидеру по производству развлекательных телепрограмм, построен таким образом, что компания в равной степени старается как адаптировать форматы, так и производить оригинальные проекты, часть из которых потенциально может стать удачными форматами для европейских стран. "Несколько раз в год происходят встречи компаний, принадлежащих Endemol и работающих более чем в 30 странах, - рассказывает Тимур Вайнштейн. - Там мы обмениваемся идеями, форматами, готовой продукцией. Должен отметить, что интерес к российским проектам растет с каждым годом, и у нас сейчас как раз ведутся переговоры по адаптации некоторых из них. Кроме того, все оригинальные проекты "ВайТ Медиа" автоматически попадают в каталог форматов Endemol. Тем не менее наши компании не рассчитывают на молниеносную экспансию".
"В силу объективных обстоятельств на нашу страну пока приходится небольшая доля телерынка. Во всяком случае, когда речь идет о продаже оригинальных форматов за рубеж, - поясняет Вячеслав Муругов. - России еще предстоит пройти очень большой путь. Деньги, которые вкладываются в телевидение в Европе и США, несравнимы с российскими бюджетами. К примеру, всего один эпизод знаменитого шоу Saturday Night Live на канале NBC обходится в $2,5 млн. Мы привлечь масштабами и съемочной мощью пока не можем, хотя активно движемся в этом направлении. Наш единственный на сегодня шанс - создавать продукт с хорошей оригинальной идеей в основе, которая заинтересует покупателя". Тимур Вайнштейн считает, что российскому продакшн-рынку нужно решить несколько другого рода проблем. Во-первых, начать формировать библиотеку прав и готовить пакетные предложения. Во-вторых, создавая оригинальный телевизионный контент, думать о проекте как о долгосрочном бизнес-плане на 3-7 лет, а также ориентироваться на основные мировые тренды. "И наконец, учитывать, что при создании формата есть определенные производственные особенности и каноны, при соблюдении которых проект можно адаптировать практически в любой стране мира", - резюмирует эксперт.