Игорь Шеркунов: «Роль управляющих компаний будет расти»
«Ко» уже сообщал о завершении реструктуризации группы компаний «ЛУКОЙЛ-резерв-инвест». В ходе реструктуризации в отдельный бизнес была выделена инвестиционная группа «Резерв-инвест» с собственным капиталом порядка $50 млн, сопоставимым с капиталом крупных российских банков. Генеральный директор ИГ «Резерв-инвест» Игорь Шеркунов считает, что проведенная реорганизация выдвинет группу в лидеры стартовавшей пенсионной реформы.
«Ко»: Как известно, совсем недавно правительство определилось с концепцией пенсионной реформы. Примерно в то же время инвестиционная группа «Резерв-инвест» объявила о завершении реструктуризации и своем намерении занять лидирующие позиции в сфере управления средствами негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Скажите, правительственная концепция добавила уверенности в правильности выбранного вами пути?
Игорь Шеркунов: Для начала обрисуем ситуацию с реформой. Сейчас мы находимся в точке «А»: есть государственная система обязательного пенсионного обеспечения, при которой работодатель перечисляет определенный процент заработной платы в Пенсионный фонд России (ПФР). Кроме того, уже сейчас люди могут увеличить свою будущую пенсию за счет самостоятельного инвестирования в НПФ (надо заметить, что на западе пенсионное страхование предлагают не только пенсионные фонды). Наконец, некоторые крупные российские предприятия в качестве социального пакета предлагают пенсионное страхование, когда компании помимо обязательного отчисления в ПФР направляют определенный процент прибыли в НПФ. Таким образом, человек, вышедший на пенсию, потенциально имеет возможность получать пособие, накопленное тремя разными способами: за счет ПФР, за счет собственных средств и за счет корпорации. Существовавшая до последнего времени схема работы ПФР была такой, что на определенном этапе в связи с изменением возрастной структуры населения (соотношения трудоспособного населения и пенсионеров) она неминуемо должна была дать сбой. Поэтому и возникла необходимость в пенсионной реформе.
Точка «Б», в которую мы стремимся, принципиально отличается от точки «А» структурой пенсионных накоплений в части обязательного государственного пенсионного обеспечения. Население получит возможность доверить управление своими пенсионными накоплениями государству (в лице ПФР) либо частным компаниям (НПФ и управляющим компаниям), специально отобранным государством. По опыту других стран можно предположить, что число управляющих компаний (УК) не превысит десяти – пятнадцати.
Вместе с тем никуда не исчезнут и остальные УК и НПФ, не попавшие в это число. Люди по-прежнему смогут вкладывать в них свои сбережения, а корпорации – использовать их для управления активами, сформированными для предоставления дополнительных социальных гарантий своим работникам.
«Ко»: Что дает вам основания видеть «Резерв-инвест» в числе уполномоченных государством УК?
И.Ш.: Во-первых, накопленный нами опыт. Мы начали деятельность по управлению активами НПФ еще в 1996 году. Нашим первым клиентом был (и остается по сей день) НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант», затем к нему добавились корпоративные и отраслевые фонды: НПФ «Уголь», НПФ «Аэрофлот-Гарант», НПФ «Внешэкономфонд», другие пенсионные фонды. Именно наличие соответствующего опыта работы с пенсионными фондами является главным критерием, которым госорганы будут руководствоваться при отборе управляющих компаний для управления пенсионными накоплениям населения. Во-вторых, на сегодня УК «Резерв-инвест», входящая в ИГ «Резерв-инвест», обладает наибольшим собственным капиталом (превышающим $40 млн) среди российских управляющих компаний.
«Ко»: Какова доля пенсионных сбережений, на которую смогут, по вашему мнению, претендовать частные УК?
И.Ш.: Мы полагаем, что с каждым годом в структуре пенсионного рынка будет увеличиваться доля частных компаний. Пессимистический сценарий на период до 2010 года таков: на частные компании (НПФ и УК) придется порядка 20% накопительной части пенсионных средств; оптимистический – до 50%. Остальные средства останутся в распоряжении ПФР.
Потенциально НПФ и УК могут обеспечить более высокую доходность инвестиций за счет вложений в расширенный по сравнению с ПФР набор инвестиционных инструментов: не только в государственные ценные бумаги, как в случае с ПФР, но и в акции, облигации, недвижимость.
Однако более важно то, что доступ частных компаний на рынок пенсионных сбережений послужит толчком к развитию экономики страны в целом. Об этом свидетельствует мировой опыт. Для начала более активно заработает финансовая система страны. Будет развиваться фондовый рынок, причем деньги пойдут не на финансирование государственного долга, а в реальный сектор. Начнет повышаться капитализация российских компаний, расти благосостояние граждан.
«Ко»: Действия правительства дают вам основания для такого оптимизма?
И.Ш.: Мы считаем, что правительство делает правильные шаги в этом направлении. Естественно, что на пути возникает много трудностей, которые необходимо преодолевать совместными усилиями – как частным компаниям, так и государству. Что касается нашей компании, мы всегда открыты к диалогу на любом уровне, а также готовы делиться накопленным опытом.
Модное слово – реструктуризация
«Ко»: Вы уже упомянули опыт УК «Резерв-инвест» по управлению активами различных НПФ и страховых компаний, но, насколько мне известно, этот опыт не ограничивается только управлением активами НПФ и дочерних структур ЛУКОЙЛа…
И.Ш.: Совершенно верно. Если обратиться к истории создания инвестиционной группы «Резерв-инвест», то логика нашего развития становится абсолютно понятной. Компания возникла в ходе законченной в прошлом году реструктуризации группы компаний «ЛУКОЙЛ-резерв-инвест». По мере накапливания опыта, приобретенного в ходе работе со структурами ЛУКОЙЛа, группа смогла выйти, так сказать, в самостоятельное плавание, стала привлекать клиентов на свободном рынке – таких, например, как названные выше НПФ и «Росгосстрах». Проведенная реструктуризация и измененное название группы призваны подчеркнуть нашу независимость и отсутствие ориентации на интересы единственного клиента.
«Ко»: Отразилась ли каким-то образом проведенная реструктуризация на акционерном капитале ИГ «Резерв-инвест»?
И.Ш.: Если вы намекаете, что среди наших акционеров числится ЛУКОЙЛ, то могу однозначно ответить, что его доли в капитале группы нет.
«Ко»: Какие компании после реорганизации входят в состав группы?
И.Ш.: В состав ИГ «Резерв-инвест», предоставляющей инвестиционно-банковские услуги, входят уже упоминавшаяся управляющая компания «Резерв-инвест» и инвестиционная компания «Резерв-инвест», имеющая лицензию на брокерское обслуживание.
От футбола до ипотеки
«Ко»: До сих пор мы в основном говорили об услугах доверительного управления, но, судя по обновленной структуре группы, «Резерв-инвесту» не чужд и инвестиционный банкинг.
И.Ш.: Да, в рамках инвестиционной группы выделен департамент инвестиционно-банковских услуг. В принципе оба рынка – и доверительного управления, и инвестиционно-банковских услуг – имеют огромные перспективы. Первый – благодаря пенсионной реформе, второй – в силу того, что он значительно недооценен большинством российских компаний, которым необходим выход на рынки капитала, а это возможно только при содействии финансовых консультантов.
Одним из наших последних проектов этого направления является соглашение, подписанное инвестиционной группой «Резерв-инвест» и футбольным клубом «Спартак» об оказании клубу услуг финансового консалтинга.
«Ко»: Вы имеете в виду спонсорское соглашение между ЛУКОЙЛом и «Спартаком»?
И.Ш.: Не совсем. Одновременно с подписанием уже ставшего традиционным ежегодного спонсорского соглашения между ЛУКОЙЛом и «Спартаком» нами было подписано рамочное соглашение сроком на два года. Согласно этому документу ИГ «Резерв-инвест» становится финансовым консультантом ЗАО «ФК Спартак». Работа будет вестись по нескольким, в том числе уникальным для отечественных инвестиционных институтов, направлениям. Это изучение и анализ спроса и предложения продуктов и услуг в футбольном бизнесе, оптимизация бизнес-процессов и организационной структуры клуба, разработка бизнес-стратегии взаимоотношений клуба с партнерами и инвесторами, консолидация активов клуба и проведение мероприятий, направленных на повышение прозрачности и публичности клуба. В конечном итоге нашей целью является достижение финансовой прозрачности «Спартака» с тем, чтобы со временем клуб мог превратиться в публичную, открытую компанию, чьи ценные бумаги могут быть предложены для IPO.
«Ко»: Но пока акции «Спартака», продающиеся на бирже, остаются перспективой, с какими другими инвестиционными инструментами будет работать группа «Резерв-инвест»?
И.Ш.: Действительно, в настоящее время ощущается некоторый дефицит инвестиционных инструментов. Однако мы предпочитаем не просто ждать «милости» от государства или эмитентов, а активно участвовать в процессе создания новых инструментов. Скажем, наше участие в размещении корпоративных облигаций ЛУКОЙЛа в 1999 году было абсолютно новым делом для отечественного фондового рынка. Сегодня корпоративные облигации – признанный всеми участниками рынка инструмент. Сейчас мы начинаем работать с новым для инвестиционного рынка активом – недвижимостью, и это только первый шаг в этом направлении. Со временем, с созданием полноценной ипотеки откроется простор для конструирования новых инструментов инвестирования в недвижимость.
Кроме того, по мере стабилизации рынка государственного долга (а этот процесс уже идет) место спекулятивных операторов в сегменте займут серьезные институциональные инвесторы, что также приведет к появлению новых для России инвестиционных инструментов.