ИГОРЬ ЗВОРЫКИН, 34 ГОДА

21.12.199800:00

ОТРАСЛЬ: ТУРИЗМ

КОМПАНИЯ: АКАДЕМСЕРВИС

ГОД ОСНОВАНИЯ: 1990

ОБОРОТ: $30 млн*

ЧИСЛО РАБОТАЮЩИХ: 400

Даже по наиболее оптимистичным оценкам, падение объемов российского туристического рынка в следующем году составит порядка 30%. По прогнозам аналитиков, наиболее устойчивыми к финансовому кризису оказались самые мелкие и самые крупные туроператоры и агентства. Одним из ведущих российских туроператоров, перспективы развития которых не кажутся сомнительными, является «Академсервис», который за 1998 год обслужил более 100 тыс. клиентов (среди услуг «Академсервиса» - выездной туризм, прием иностранных и российских туристов на территории России и СНГ, продажа авиабилетов). По продажам туров на рождественские каникулы компания, несмотря на общее падение рынка, уже вышла на уровень 1997 года. Правда, президент «Академсервиса» Игорь Зворыкин не считает это выдающимся достижением - он планировал улучшить прошлогодние результаты на 30%. Кроме того, по словам Зворыкина, большой объем продаж дорого обошелся компании: пришлось увеличить расходы на рекламу и ввести дополнительные скидки, так что прибыли от новогодних туров получено меньше, чем прежде.

Игорь Зворыкин занимается туристическим бизнесом уже десять лет. Основой для создания «Академсервиса» стала его работа в 1988 - 1990 годах в профкоме и комитете комсомола МГУ, где Зворыкин, выпускник химического факультета, занимался на общественных началах приемом иностранных студенческих групп и организацией международных стройотрядов. В конце 80-х оформление выезда за границу, особенно в такие страны, как, например, Япония, было связано с массой формальностей и проблем. А у профкома и комитета комсомола университета были очень хорошие отношения с консульским отделом МИД, да и «бланк с морковкой» - официальный бланк МГУ - имел весомую пробивную силу. Это позволяло не только принимать иностранцев и вывозить за границу российских студентов, но и частично финансировать эти поездки.

Механизм такого финансирования, позволивший поставить дело на широкую ногу, был достаточно прост. С выезжающей делегацией студентов «вывозили» нескольких предпринимателей, которые частично или полностью оплачивали проезд студентов. Эта работа позволила Зворыкину наладить связи в официальных государственных органах, занимающихся туризмом и оформлением виз, а также отработать наиболее оптимальные механизмы ведения дел в полной подчас бессмысленных формальностей российской чиновничьей системе. Турбизнес полностью вытеснил собой химию и стал основным делом Игоря Зворыкина.

«Академсервис», образованный в октябре 1990 года на базе МГУ, спустя три года сформировал собственную агентскую сеть, в том числе заключив агентское соглашение с «Аэрофлотом», а еще через три года отказался от самостоятельных розничных продаж, осуществляя их через «Эталон Экспресс». Тогда же компания была преобразована в «Корпорацию Академсервис», в составе которой работают целый ряд компаний - сеть «Академсервиса» включает в себя более 900 агентств по России. Кроме того, компания занимается организацией чартерных перевозок.

По словам президента «Академсервиса» (и по совместительству главы Российской ассоциации туристических агентств) Игоря Зворыкина, одним из наиболее перспективных направлений деятельности для отечественных туроператоров сейчас является обслуживание въездного туризма, в том числе делового потока, который даже в условиях кризиса остается относительно стабильным. Развитие этого направления бизнеса всегда было весьма непростым делом для российских компаний, поскольку в России очень плохо развита инфраструктура гостиничного дела: в некоторых региональных гостиницах нет даже факса. И одно из важных преимуществ «Академсервиса» в сегодняшней ситуации состоит в том, что компания всегда уделяла значительное внимание именно этой стороне турбизнеса.