Top.Mail.Ru
архив

Игра без правил

"Ценообразование на рынке нефтепродуктов является свободным и не подлежит госрегулированию", - декларировал на "круглом столе" "Долгосрочные индексируемые контракты на рынке нефтепродуктов РФ", состоявшемся на прошлой неделе, заместитель начальника аналитического управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Алешин.

   Тем не менее антимонопольное ведомство с завидной регулярностью возбуждает дела против нефтяных компаний, которых уличает в "монопольном завышении цен". Вот и на прошлой неделе появилось сразу несколько сообщений о том, что ФАС в очередной раз намерена оштрафовать тех, кто, по ее мнению, искусственно завышает цены на нефтепродукты. По словам участников "круглого стола", среди которых были представители органов власти, нефтяных компаний и крупных потребителей нефтепродуктов, проблема заключается в отсутствии общепризнанных индикаторов рыночных цен. Нефтяные компании при ценообразовании ориентируются на котировки независимых ценовых агентств, на данные с электронных площадок торгов и другие показатели, однако, что удивительно, эти данные не всегда учитываются регулирующими органами и судебными инстанциями при рассмотрении антимонопольных дел. Получается парадоксальная ситуация, когда нефтяников наказывают как за низкие цены (якобы за демпинг), так и за высокие (монопольное завышение). При этом и сами сотрудники антимонопольной службы признавались на пленарном заседании и в кулуарах "круглого стола", что наличие объективного и законодательно закрепленного индикатора облегчит им работу по рассмотрению антимонопольных дел. "Все стороны, в том числе Минэкономразвития, нефтяные компании и антимонопольные органы, сходятся во мнении, что нужно создать общественно приемлемый индикатор рынка", - отмечает директор по развитию бизнеса Argus Media Михаил Перфилов. По его словам, заключение долгосрочных индексируемых контрактов даст рынку четкие ориентиры, на которые будут смотреть как нефтяные компании, так и государственные органы. Заключая "длинный" контракт по формульной цене, поставщики и покупатели снижают свои ценовые риски, получая возможность прогнозировать доходы и расходы на несколько месяцев вперед. Таким образом, появится мотивация к созданию производных финансовых инструментов, началу торговли фьючерсами. В итоге сформируется полноценная площадка - электронная система торгов нефтепродуктами. Правила работы и ценообразования на ней будут понятны и прозрачны как для участников рынка, так и для контролирующих органов. Пока же заложниками ситуации являются и нефтяные компании, постоянно "попадающие" под санкции ФАС, и покупатели, которым трудно понять механизм образования цены. В сложной ситуации находится и государство в лице Федеральной антимонопольной службы - ей трудно контролировать ситуацию на рынке. Уже в ближайшее время на базе Минэкономразвития все заинтересованные участники будут обсуждать законодательное закрепление индексного ценообразования, которое позволит исключить субъективизм при рассмотрении антимонопольных дел.