Top.Mail.Ru
архив

Игра в догонялки

19.07.201000:00
Playnatic Entertainment занимается изданием и локализацией онлайновых игр. Заметных достижений у компании два. Первое – ее основание в декабре 2008 года как «дочки» инвестиционной «Парта груп», второе – недавнее получение от «Парты» очередного транша в $10 млн из 30 обещанных.
В июне 2010-го, впрочем, Playnatic произвела на рынке некий шум, впервые в истории игровой индустрии подписав соглашение о сотрудничестве с иранской Sina Data Co. Речь идет о выводе на рынок Ирана флагманского на данный момент продукта российского стартапа – игры Elements of War. Действие этой онлайн-стратегии происходит в недалеком будущем в США, и игроку предстоит, взяв на себя командование войсками, навести порядок во всех штатах, серьезно пострадавших от вышедших из-под контроля испытаний климатического оружия и скатившихся к гражданской войне. При таком сюжете очевидно – «восточному» варианту игры предстоит тотальная адаптация.


Бизнес захватывает сильнее, чем любая игра.
Макс Эйткен, лорд Бивербрук (1870 – 1964), крупный канадско-британский финансист и политик, медиамагнат, занимал ряд министерских постов в правительстве Великобритании


При всей необычности сделки, потенциальные и в высшей степени гипотетические доходы от которой стороны намерены делить пополам, она не является для Playnatic ни стратегической, ни даже плановой. На встрече с «Ко» генеральный продюсер Playnatic Руслан Шелехов рассказал, что иранцы «нарисовались» в качестве бизнес-партнеров случайно, сами собой, по ходу участия Playnatic в одной из отраслевых выставок. А поскольку компании не чужды международные амбиции, то почему бы, собственно, и нет? Тем более что, по словам Шелехова, работая через иностранных партнеров, стартап уже довольно хорошо «закрыл» Северную Америку и Европу, присутствует в Центральной и Латинской Америке и с разной степенью успешности налаживает контакты с представителями южнокорейской, японской и китайской игровой отрасли.

«Съесть деньги, и все»?
Доли игрового рынка в СНГПо оценке аналитической компании J'son & Partners Consulting, в целом объем рынка онлайн-игр в России в 2009 году достиг $223,5 млн и составил около 3,3% от общемирового ($6,7 млрд). Понятно, что с увеличением проникновения Интернета, с развитием системы электронных платежей и ростом популярности социальных сетей число пользователей, а значит, и потенциальных игроков будет идти вверх. Недаром уже сейчас аналитики отмечают прирост оборотов онлайнового игрового бизнеса не только и не столько за счет мегаполисов, сколько за счет городов с населением менее 500 000 человек. И это верно и для сегмента соцсетевых игр. «Рынок игровых приложений для социальных сетей – чрезвычайно перспективный, – говорит вице-президент Mail.ru Анна Артамонова. – По нашим прогнозам, объем рынка в 2010 году может достигнуть $60 – 100 млн, тогда как в 2009-м этот показатель был на уровне $30 млн. При желании новый игрок на рынке может без серьезных финансовых и трудозатрат зарабатывать до миллиона рублей в месяц». «Игры и приложения для социальных сетей – актуальный тренд рынка стартапов, – продолжают тему специалисты ресурса Startup Point. – При этом конкуренция в нише достаточно высока. Это связано прежде всего с низким порогом входа на рынок и постоянным движением платформ вроде Facebook, Vkontakte навстречу разработчикам. Инвесторы внимательно следят за ними». Другими словами, Playnatic – еще одна группа желающих подзаработать на рынке, которому предрекают стабильный рост. И это нормально.


Playnatic Entertainment – еще одна группа желающих подзаработать на рынке, которому предрекают стабильный рост. И это нормально


Вопрос в том, удастся ли создать устойчивый и самодостаточный бизнес или речь лишь о том, чтобы, говоря словами Шелехова, «съесть деньги, и все». Это коренной вопрос для всех стартапов, и точный ответ на него дает только время. Тем более что и самые благие намерения могут натолкнуться на неожиданности и тонкости. «В игровых продуктах прежде всего важен так называемый gameplay, уловить который довольно сложно: иногда простые по механике и исполнению игры становятся хитами, а продукты с большими бюджетами не «выстреливают» и остаются убыточными», – полагает коммерческий директор J'son & Partners Consulting Павел Ермолич. Руслан Шелехов же говорит о планах Playnatic так: «Мы хотим войти в тройку лидеров в СНГ – это наша родная территория и знакомая нам аудитория, которую понимаем очень хорошо. К концу 2011 года в России мы станем оперировать 15 – 25 продуктами, но понятно, что не все из них подготовятся здесь, некоторые будут локализованы».

Задержка развития
Доли игрового рынка в СНГЕсли что, помимо чисто технических моментов, и отличает Playnatic от себе подобных, так это то, что стартап подзадержался с выходом на рынок. Как говорит Анна Артамонова из Mial.ru, «рынок развивается бешеными темпами, и можно элементарно не успеть, не попасть в струю». С другой стороны, как считает Павел Ермолич, «сейчас пока еще благоприятное время для подобного рода игровых стартапов. Проникновение Интернета и мода на игры растут, есть большая доля «свежей» аудитории, которую можно сделать приверженцами своих продуктов».
В Playnatic фактор запаздывания осознают и пытаются его не просто учесть, а превратить в плюс. Как говорит Руслан Шелехов, компания пытается дистанцироваться от доминирующих на рынке браузерных игр, стараясь, например, предлагать потребителям продукты, интерес к которым пока не утолен, то есть закрепляться в ненасыщенных сегментах. Кроме того, в Playnatic сделали ставку не на собственную разработку, а на хорошо подобранную сеть подрядчиков, что позволяет снизить издержки. «Время бежит, – не скрывает Рулсан Шелехов. – Поезд уходит, и нам надо быть быстрее его. Еще нам необходимо найти некую суперпозицию, в которой сойдутся качество, стоимость и время. В Elements of War это вроде бы получилось. Ожидания хорошие».
С плохими ожиданиями, конечно, нечего было бы и затевать это дело, в принципе перспективное. Недаром уже после Playnatic Entertainment, в сентябре 2009-го, появился, например, стартап соцсетевых игр Drimmi, привлекший финансирование от европейского венчурного фонда Mangrove Capital Partners и российского ABRT. Впрочем, все зависит от конкретной команды, конъюнктуры и, самое главное, неуловимого, но критически важного gameplay.


Что может помочь  Playnatic (плюсы)
• достаточное финансирование;
• объективный рост рынка;
• профессиональная команда

Что может помешать Playnatic (минусы)
• выход на рынок позже остальных;
• нераскрученный бренд;
• отсутствие яркой дифференциации, знаковых проектов;
• неопределенность долговременной стратегии;
• острая конкуренция

Еще по теме