Top.Mail.Ru
мнения

Игра в нефть

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости
Милана Давыдова, главный редактор Журнала «Компания»

Александр Новак демонстративно покинул сессию ОПЕК. Эта акция уже уронила рубль. Дальше – может быть больше. Но в Кремле сидят настоящие стратеги. И, если верить министру финансов Антону Силуанову, бюджету России не страшны любые цены на нефть еще 3 года, поэтому-то российские власти и решили сыграть в опасную игру. А именно – своим несогласием по вопросу ограничений добычи нанести удар по разработчикам сланцевой нефти и всей нефтяной отрасли Америки.

Похожая история случилась в 2014 году, когда Саудовская Аравия, вопреки ограничениям по добыче, поставляла каждые сутки на рынок на 2 млн баррелей нефти больше, цены падали. Как результат, в середине 2015 г. США накрыла волна банкротства мелких и средних нефтяных компаний. Там упала добыча нефти, особенно сланцевой. Однако падение было недолгим. Благодаря росту спроса на нефть в 2017 г. удалось преодолеть кризис, американская нефтянка успешно восстановилась. В итоге сегодня американцы добывают нефти как минимум в 1,5 раза больше, чем в 2018 году, и перед ценовыми кризисами более устойчивы.

Не стоит сбрасывать со счетов и фактор коронавируса. Китайцы уже сократили поставки газа из-за резкого спада потребления. Китайская CNPC объявила форс-мажор на весь импорт газа. Ранее от грузов СПГ отказалась другая госкомпания — CNOOC.

На этом фоне не совсем понятно против кого играет Игорь Сечин. Из-за коронавируса цена нефти уже упала до минимума с июля 2017 года — ниже 46 долларов за баррель. У России были все причины остаться в ОПЕК: если бы Новака уполномочили поддержать картель, выгода для бюджета страны составила бы 6,2 триллиона рублей за три года. Без согласия России сокращение добычи для ОПЕК будет бессмысленным, рынок его не заметит. Западные СМИ уже прогнозируют, что нефть может подешеветь до 30 долларов.

Что же получит Россия? Нефтяники, безусловно, не смогут компенсировать падение цен ростом добычи. В Лукойле подсчитали, что отрасль будет терять 100-150 млн долларов в день. Возможно, Сечину удастся пролоббировать снижение налогов для отрасли ввиду падения цен (цели-то стратегические). Ему это прекрасно удавалось в условиях вынужденного сокращения добычи (недополученная прибыль, так сказать). Но что это даст российскому бюджету? Ничего с огромным минусом.

Впрочем, расширенные социальные обязательства президента, дарованные народу в преддверии принятия поправок к Конституции, обойдутся дешевле. Рубль имеет все шансы потерять в цене в самое ближайшее время еще 10%. Также у государства остаются люди, которые, как это всегда бывает, и возместят недополученное. Инфляция уже на низком старте. Вырастут цены на ЖКХ и прочие услуги, поднимут штрафы, введут новые налоги, отрегулируют неотрегулированное…

Как ни крути, гамбит Сечина выглядит сомнительно как на локальном, так и геополитическом уровне.