Игра в цивилизацию

У российских банков и финансовых компаний новая мода – эмиссия рыночных долговых инструментов. Однако мода – вещь мимолетная, и очень скоро придется, возможно, задуматься над чем-то новым.

 

О намерении выпустить собственные облигации уже заявили практически все из десятки крупнейших. А за прошедший месяц к ним прибавились банк «Зенит» и инвестиционная компания «Тройка-Диалог». Новая финансовая мода, скорее всего, окажется лишь мимолетным увлечением: редкий здравомыслящий портфельный инвестор сделает ставку на акции или облигации российских банков. Требуете доказательств? Достаточно посмотреть, что в последний месяц происходило с российскими банками, входящими в top-200.

В самом конце лета о заинтересованности в выводе своих акций на открытый рынок заявил банк «Зенит», входящий в первую полусотню крупнейших отечественных банков, а по объему валовых активов занимающий почетное 28-е место. Напомним, что через этот банк проходят расчеты таких структур, как «Татнефть» и НЛМК. И хотя финансовое положение банка на сегодняшний день весьма приличное (у банка отличная динамика роста собственного капитала – в основном за счет синдицированных займов, а также хорошие показатели краткосрочной и долгосрочной ликвидности), большинство аналитиков оценивают перспективы открытого размещения акций достаточно скептически. Дело в том, что бизнес банка чрезмерно зависит от его основных клиентов (и акционеров). Вряд ли инвесторы захотят доверить деньги банку, весь бизнес которого – обслуживание экспортных контрактов двух экспортеров. Пусть даже и крупных.

И все же стремление «поднять» деньги с рынка уже становится модной тенденцией среди отечественных кредитно-финансовых институтов.

Причины появления такой моды лежат на поверхности. С одной стороны, у потенциальных инвесторов, работающих на рынке корпоративных бумаг, появились «лишние» деньги. И они готовы рисковать ими, вкладываясь не только в активно торгуемые «голубые фишки», но и в менее знакомые (хотя потенциально более доходные) бумаги. К тому же дополнительный спрос на новые бумаги могут создать и иностранцы. С другой стороны, у потенциальных эмитентов к сегодняшнему дню накоплен существенный опыт работы с рыночными финансовыми инструментами. Взять хотя бы эмиссию банковских векселей, играющих де-факто роль сверхкоротких корпоративных облигаций. Понятно стремление банков «удлинить» эмитируемые обязательства. Причем некоторые из них осмелели настолько, что предлагают инвесторам сразу же ввязаться в торговлю наиболее длинными обязательствами – собственными акциями. Инвесторы к столь резкому переходу вряд ли были готовы и до 11 сентября. Еще меньше они готовы к этому сегодня, когда волатильность на всех мировых и отечественных рынках значительно возросла, а временной горизонт для прогнозирования и планирования инвестиционных стратегий сократился до минимума.

А вот другой пример для потенциальных банковских инвесторов. Возьмем успешные российские банки, которые продолжают наращивать капитал. В списке наиболее динамичных банков месяца на сегодня представлены два конкурента – Альфа-банк и «МДМ». Первый по итогам месяца нарастил собственный капитальный вес более чем на $11 млн, а его извечный соперник – чуть менее чем на $9 млн. Борьба, напомним, идет за Конверсбанк, а точнее, за право обслуживать контракты Минатомэнерго. То, с какой настойчивостью банки продолжают бороться за деньги атомщиков, позволяет предположить, что финансовая ситуация обоих конкурентов далека от идиллической. По крайней мере счета Минатома (а это несколько десятков миллионов долларов регулярных остатков) делают погоду в их балансах. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что в отечественной банковской системе несколько десятков миллионов клиентских средств играют заметную роль в балансе любого банка, за исключением разве что «Сбера». Однако, продолжая применять все новые законные и не очень средства борьбы друг с другом, банки рискуют потерять гораздо больше – собственную репутацию.

Потенциальные и нынешние инвесторы весьма пристально следят за развитием кризиса и берут на вооружение приемы, которые оба банка способны применить – в том числе и к ним самим – в случае возникновения противоречий. Так, за прошедший месяц они узнали, что и «МДМ», и «Альфа» по-прежнему используют такой популярный прием, как «поменяй регистратора». Прием этот, напомним, используется для умышленного внесения неразберихи в вопросы собственности и владения акциями объекта спора (в данном случае речь идет все о том же Конверсбанке).

Ни для кого не секрет, что от банков, практикующих подобные приемы, лучше держаться подальше. Такие вещи обычно сопровождаются движением вниз по ступеням банковского рейтинга.

Кстати, безусловным лидером снижения собственного капитала по итогам прошедшего месяца стал Промрадтехбанк. Только за первый месяц лета он потерял более $40 млн. Немногим более двух месяцев понадобилось «Промрадтеху» для того, чтобы окончательно прекратить свое существование. 17 сентября Банк России отозвал у Промрадтехбанка лицензию.

Смерть «Промрадтеха» стала существенным событием для национального банковского сообщества. Хотя бы потому, что еще четыре года назад банк входил в двадцатку крупнейших банков страны и активно работал с бюджетными ресурсами Москвы. Однако кризис 1998 года стал для Промрадтехбанка губительным. Отчаянные попытки спасти банк и при помощи новых акционеров (в свое время ему сватали АФК «Систему»), и при помощи государственного АРКО результата не возымели: кредиторы так и не смогли договориться с банковской временной администрацией.

Если смерть Промрадтехбанка была долгой и мучительной, то к другой знаменательной кончине месяца – отзыву лицензии у Инфобанка подходит определение «скоропостижная». События для входившего в сотню крупнейших по версии «Ко» Инфобанка развивались стремительно. Еще в начале года ничто не предвещало серьезных проблем – банк имел вполне приличные рейтинги отечественных и международных аналитических агентств, считался динамичным, устойчивым и т.п. Однако уже в конце весны из-за возникших среди акционеров разногласий «Инфо» приостановил платежи. А в середине лета в банк была введена временная администрация. Еще пара месяцев – и на свет появился приказ ЦБ об отзыве лицензии. Чтоб не мучился.

Кроме всего прочего, банкротство Инфобанка – весьма поучительная история. Оказывается, банковский бизнес в России – бизнес не самостоятельный, способный приносить прибыль, помогая деньгам вкладчиков встречаться с инвестициями заемщиков. А банки не финансовые компании, производящие общественно полезные банковские услуги, способствующие эффективному размещению финансовых ресурсов в экономике и оптимизирующие платежный оборот. Нет, все это оставьте для умных западных учебников по банковскому делу. Российские банки – это плоть от плоти акционеров этих самых банков, продолжение их бизнеса.

Банки в России не приносят прибыли и не создают стоимости сами по себе, а лишь прикрывают финансовые операции своих учредителей. И это правило распространяется на всех – от самых маленьких до Сбербанка и Внешторгбанка, которые прикрывают финансовые операции своего главных учредителей – Центробанка и Минфина.

Об этом следует помнить всякому инвестору, решившему купить акции или облигации российских банков.