Игры, в которые играют люди
На первый взгляд, фраза LEGO Education в современном мире звучит как ретрооксюморон. Ведь сегодня уже годовалые дети могут извлекать мультики из айфона. Но тот факт, что создатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж до сих пор являются поклонниками LEGO, заставил нас присмотреться к феномену живучести разноцветных конструкторов получше.
Оказалось, что LEGO Education вовсе не игрушки. Это огромный бизнес с миллиардными оборотами, и Россия, наряду с Китаем и США, входит в топ-3 стран по объему продаж и занимает второе место по количеству учеников, вовлеченных в обучающие программы. О том, что представляет из себя LEGO-обучение, за счет чего конкурирует с цифрой и почему государство охотно вступает с ним в коллаборацию, мы поговорили с директором LEGO Education в России Ольгой Ломбас.
— Я вижу главную ошибку в самой формулировке «современные дети». Дети не меняются — они любят играть. А когда в руках ребенка оказывается правильная игрушка, тут наступает игровое обучение — и неважно, о каком времени идет речь. Сегодня можно многое делать онлайн, но ребенок должен понимать, как устроен реальный мир: потрогать, покрутить в руках и увидеть предмет с разных сторон. Тогда работа с проекцией этого объекта в компьютере становится понятнее.
— Давайте разведем конструктор LEGO для дома и конструкторы LEGO Education для школы. Конструкторы для школы — это полноценное учебное оборудование, STEAM-лаборатория, позволяющая моделировать процессы, создавать различные объекты, проводить испытания и анализировать результаты. Это конструкторы с микропроцессорами, датчиками, электроприводами — очень далеко от кубиков, с которых LEGO когда-то начинало. Но при этом дети все равно имеют дело с привычными им вещами. Доказано, что ребенок, которому математическую задачу объясняют с помощью знакомого с детства LEGO, быстрее понимает материал. При этом снимается психологический барьер у детей, которые боятся сложных предметов. Учебное пособие в классе, с которым ты играешь и учишься в процессе, дает другое качество знаний. Любой учитель подтвердит: объекты, находящиеся в руках, дают больше, чем просто теоретические знания.
— Во многом это связано с открытой к инновациям российской системой образования, готовой внедрять новые образовательные решения. Мы со своей стороны не просто поставщик оборудования — мы еще учим учить. Для этого у нас есть собственная академия — система очного обучения для педагогов. В ее рамках мы сотрудничаем с вузами в Москве, Казани, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах. Они изучают оборудование, дают рекомендации, разрабатывают дополнительные материалы и ведут повышение квалификации учителей. Наши решения интегрированы в библиотеки МЭШ (Московская электронная школа. — Прим. ред.). Учитель может скачать урок и использовать его. Отмечу, что в России резко вырос интерес к нашим программам, когда были введены часы на проектную деятельность. Во время выполнения проектов школьники открывают в себе интерес к предметам, которые их раньше не интересовали. Ребенок, которому нравилась история, вдруг начинает интересоваться физикой. Наше школьное оборудование можно применять в учебном процессе на уроках STEАM (S — science, T —technology, E — engineering, А — art, M — mathematics), в кружках, при подготовке к олимпиадам и робототехническим соревнованиям. Синергия между учебным процессом и дополнительным образованием дает переход на следующую ступень качества образования, повышая мотивацию детей к обучению.
— Тренд на смешанное обучение существовал и ранее. Пандемия показала острую необходимость в средствах гибридного обучения и дала огромный толчок к ускорению наших разработок. В первые же месяцы мы оперативно начали производить домашнюю версию школьного оборудования — PLK (personal learning kit) — физические материалы для детей, которые помогают им, находясь дома, иметь опыт живого продукта в руке. У нас есть парадигма hands on - minds on («сделал руками и понял»). Практическое обучение повышает качество знаний, дает ученикам уверенность в своих силах и способностях.
Сегодня школы закупают эти небольшие наборы и раздают детям на время обучения. Большой набор находится в школе, а дома у ребенка — персональный учебный материал в миниатюре. Он точно так же позволяет моделировать все процессы, которые изучаешь. В основном это связано со STEAM предметами. И сейчас интерес к ним огромный.
Мы горды тем, что смогли предложить совершенно новый продукт уже в начале года. Плюс мы подготовили онлайн-материалы как для учителей, так и для родителей, на которых в пандемию легла серьезная ответственность за организацию процесса обучения.
— Да, мы следим за ними. Наша аналитика показывает, что такие дети чаще всего выбирают ЕГЭ по информатике, специальности «инженер» и «программист». Мы видим корреляцию — чем больше регион нацелен на STEAM-образование, тем более глубоко используется наше оборудование, и с большей вероятностью дети выбирают специальности, связанные с IT и инжинирингом. А это профессии будущего!
— Наша задача — научить мыслить. Мыслящий человек найдет себя в любой профессии. Уже два года как мы оснащаем школы LEGO Education SPIKE Prime. Это уникальный конструктор, который можно использовать даже при обучении экономическим дисциплинам. Его блок «Запускаем бизнес» развивает навыки анализа, сбора данных, дает понимание о бизнес-процессах, учит оптимизировать решения. С его помощью можно создать собственную Big Data под конкретный проект.
— Да, мы активно участвуем. В рамках Национального проекта «Образование» в школах небольших городов и поселков открываются центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Не секрет, что сельские школы и школы в малых городах не всегда широко обеспечены учебными материалами. В рамках проекта «Точка роста» школы небольших городов и поселков получат передовое образовательное оборудование, это означает равные возможности для всех учеников по всей стране. В 2020 году образовательные решения LEGO Education поставлены почти в 3 тысячи «Точек роста». Мы надеемся, что в этом году наше оборудование появится еще в 4,5 тысячах «Точках роста» в 73 регионах страны.
— Обрадую Вас, они уже здесь живут, во всяком случае лучшие в мире робототехники-дети. Российские сборные успешно выступают на международных соревнованиях, например, WRO, FLL, команды сформированы в более чем 50 российских регионах. Эти дети - будущие инженеры, исследователи, изобретатели, руководители проектов и так далее – во всех случаях успешные люди, которые занимаются тем, что им больше всего по душе.
В эти дни идет активная подготовка к российскому финалу WRO, который пройдет в конце июня в Красноярске. Пользуясь случаем, приглашаю всех на этот праздник интеллекта, творчества, сотрудничества и дружбы!
Интересно отметить, что все участники соревнований используют абсолютно одинаковые наборы, при этом каждая команда ищет наиболее оптимальные пути решения поставленной задачи, и в результате конечные продукты совершенно разные. Это означает, что одну и ту же задачу можно решить огромным количеством способов, правильных ответов много, нет предела для творческого поиска! Ребята программируют, решают сложные творческие и инженерные задачи, демонстрируя принцип STEAM-обучения в действии.
— Увлеченность детей онлайн-играми родителей больше беспокоит, чем радует. Они хотят отвлечь их от компьютера, предложив альтернативу. Мы получим новое качество, когда дети будут не только играть в компьютерные игры, а научатся, например, создавать их. Такие компетенции, учащиеся получают в ходе работы с образовательными решениями LEGO. Это другой уровень и более широкое поле для роста и развития.