Игры в песочнице
Ликование и радость воцарились в кругах либералов. Ненавистный Примаков наконец-то покинул премьерский пост и достойно ушел на заслуженный отдых. За вожделенное кресло тут же развернулась острая борьба - как в известной детской игре, где участников больше, чем стульев. И опять же, как в детских играх, пришел милиционер и всех рассадил.
Кабинет Примакова не был любим не только либералами. Причин тому достаточно. В него входили люди, которые не могли - да и, похоже, не собирались - заниматься экономикой. Чуть ли не каждое действие кабинета министров было направлено на перераспределение собственности и финансовых потоков - понятно в чью пользу. Нам могут возразить, что при Примакове была достигнута договоренность с МВФ и сверстан неплохой бюджет. Однако не сделать этого было равносильно самоубийству, а потому рассматривать эти действия как особые достижения ушедшего кабинета довольно сложно.
Но даже если бы члены правительства Евгения Примакова и пожелали добиться экономического роста, у них это вряд ли вышло бы. Кабинет, сформированный на основе политического компромисса, не мог эффективно работать: каждое позитивное или негативное действие одной части правительства успешно нейтрализовывалось другой. Это, пожалуй, главный недостаток карточного домика, выстроенного бывшим премьером. Такая система не заработала бы даже в том случае, если бы на месте консервативного Примакова оказался человек с гораздо более широкими и современными взглядами.
Однако ликование передовой российской общественности может очень скоро угаснуть. За восемь месяцев бездарного пребывания коммунистов в правительстве критики Примакова, вероятно, успели забыть о том, почему они вообще там оказались. Левые пришли к власти только потому, что политика предыдущих - так называемых либеральных - кабинетов окончилась крахом. При Черномырдине и Кириенко олигархи, торгуясь между собой, делили министерства и отрасли. Потанин, к примеру, брал себе Мингосимущество, Гусинский получал Минсвязь, Смоленский вспахивал благодарную аграрную ниву, Березовский присутствовал везде понемногу. И вне зависимости от отраслевой направленности все они жили на бюджетные деньги. Собственно, сама экономика при этом оказывалась заложницей борьбы за деньги и влияние. Неудивительно, что правительства Черномырдина и Кириенко на самом деле проводили политику, которая мало соответствовала либеральным экономическим принципам.
Итог известен: империи олигархов, выросшие в нездоровых тепличных условиях, немедленно завяли при первом же дуновении холодных ветров. Мировые цены на сырье упали, бюджетные деньги закончились, олигархи ушли на каникулы.
И вот их отдых закончился - настала пора формировать очередное правительство. Придя к власти, Примаков сразу же взялся за передел собственности. За его спиной стояли те, кому при первом дележе ничего не досталось. Испуганные напором Примакова и спецслужб, олигархи были вынуждены вступить в борьбу за власть. Благодаря президенту они победили. Теперь вне зависимости от качеств Сергея Степашина политическая ситуация складывается так, что новое правительство вряд ли далеко уйдет от старого. Судя по тому, какая борьба за министерские портфели развернулась между российскими олигархами - Чубайсом, Березовским, Гусинским, Вяхиревым и т. д., - новое правительство будет очень напоминать кабинеты 1994 - 1998 годов.
Уже самые первые назначения свидетельствуют, что целостной команды снова не получится. Причем многие из членов нового правительства по части лоббирования могут дать фору Маслюкову и Кулику. Например, видный путеец первый вице-премьер Николай Аксененко, который, без сомнения, очень скоро проявит свои недюжинные способности при распределении государственных ресурсов. Многие чиновники уже сейчас говорят о нем: «новый Сосковец». Остался в правительстве и и. о. вице-премьера Владимир Булгак, за которого похлопотал Владимир Гусинский. Есть основания предполагать, что и другие кадровые решения Степашина будут отличаться подобной же смелостью и глубиной.
Получается как в старом анекдоте: кто бы ни формировал кабинет министров, в итоге выходит советский пулемет. Снова предлагается выбрать меньшее из двух зол - либо правительство красных лоббистов, либо кабинет олигархов. Второе, конечно, менее опасно для здоровья экономики. Но по большому счету и первая и вторая модели страдают одним коренным недостатком: они работают вхолостую. Детские игры продолжаются.