Top.Mail.Ru
рынки

ИИ не доверяют наем сотрудников

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Самыми технологически продвинутыми в России оказались HR-специалисты из Санкт-Петербурга. Согласно исследованию платформы HeadHunter и «МТС Линк», бизнес Северной столицы лидирует по внедрению онлайн-инструментов при общении с потенциальными сотрудниками компаний. А вот ИИ пока не очень доверяют. 

За ценными кадрами — в интернет 

Аналитики отмечают, что собеседование в онлайне на всех этапах — от первичного общения с HR-специалистом до выполнения тестового задания — сейчас практикуют 27% компаний. Подобный формат общения более привычен для крупнейшего бизнеса, проводящего в 42% случаев онлайн-собеседования на всех этапах, а в 51% случаев ограничивающегося знакомством с соискателем. Такие данные содержатся в совместном исследовании «Вебинар Технологии» (бренд «МТС Линк») и платформы HeadHunter, которое базируется на ответах почти 400 специалистов, принимающих решение о найме в компаниях со штатом от 50 до 3 тысяч сотрудников. 

По итогам исследования выяснилось, что практику онлайн-собеседований внедрили 77% представителей бизнес-среды, однако почти половина рекрутеров ограничивается использованием современных технологий только при первом знакомстве.

Интересно, что онлайн-собеседования стали наиболее привычными для Санкт-Петербурга: о полной автоматизации процессов рекрутинга сообщили 35% респондентов. Московские компании по большей части ограничивают использование онлайна первым этапом отбора, задействуя такой формат для знакомства с потенциальным сотрудником в 55% случаев. В остальных российских регионах лишь 22% компаний в принципе не тратят время на офлайн-встречи и знакомятся с кандидатом в 48% случаев. 

Что касается распределения по ролям потенциальных сотрудников, то автоматизация процессов оказалась самой распространенной при подборе менеджеров по продажам и работе с клиентами (40% случаев), программистов и разработчиков (26%), бухгалтеров и экономистов (25%).

Главная сложность онлайн-найма связана с дальнейшим взаимодействием с состоявшимся сотрудником компании — 68% участников исследования заявили о необходимости контроля за удаленщиками. К подводным камням относят также трудности адаптации и длительные бюрократические процедуры.

Для проведения онлайн-бесед, отмечают аналитики, чаще всего задействованы самые распространенные мессенджеры — Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ). При дальнейшей адаптации сотрудников картина меняется — крупный бизнес в 72% случаев предпочитает задействовать для онбординга внутренние порталы. 

Искусственный интеллект в роли нанимателя

Использование инструментов ИИ в рекрутинге сейчас распространено крайне слабо — о такой практике заявляют только 5% компаний. При этом дальнейшее внедрение современных технологий входит в планы 46% участников исследования. Бизнес склонен доверять алгоритмам первичный скрининг, ранжирование резюме и откликов, а также информирование о вакансиях и решениях потенциальных соискателей. 

Бизнес по старинке не забывает о соцсетях, считая их средством повышения эффективности HR-процессов в 38% случаев. В целом исследование автоматизации рынка труда подтвердило зависимость технологической продвинутости кадровых служб от штата компаний. Микропредприятия с численностью менее 50 сотрудников полагаются на «ручную работу» в 52% случаев. Крупнейшие компании используют автоматизацию в 72% рабочих HR-процессов. 

Интересно, что одновременно в мире разворачивается другой тренд, связанный со снижением онлайн-активности участников рынка труда. Почему в Китае начали штрафовать работодателей, склонных агрессивно внедрять «скрытую сверхурочную работу», и существует ли необходимость законодательного регулирования «постоянного онлайна» в России, ранее выясняла «Компания». 

 

Еще по теме