IKEA как трансформер
Шведская компания IKEA делает комоды, которые легким движением руки превращаются в столы для пеленания. К комодам можно пристраивать книжный шкаф, подставку под компьютер и т.д. и т.п. Аналогичную тактику шведы применяют и к своим магазинам: сначала строят мебельный супермаркет, потом достраивают к нему молл, а затем начинают говорить об отеле.
На днях IKEA открыла торгово-развлекательный центр «Мега», прилегающий к магазину компании в Теплом Стане. Аналогичный молл будет построен и рядом с первым московским магазином – в Химках. Схожей тактики IKEA собирается придерживаться во всех 12 городах России, где компания намеревается работать. Первый на очереди – Санкт-Петербург, где компания уже начала набирать сотрудников в штат.
«Мега», инвестиции в которую превысили $200 млн, заняла 53 га. В этом торгово-развлекательном центре будет больше 200 торговых точек. Около 10 арендаторов «Меги» – марки, ранее в России не представленные, в том числе голландская Walking (обувь), немецкий магазин стройматериалов OBI, испанская Zara (женская одежда). Магазин Zara, правда, начнет работать только в феврале, а OBI – в июле 2003-го. На следующий год перенесено и открытие 11-зального кинотеатра.
Через год-полтора к «Меге» планируют пристроить отель. «Переговоры ведутся с двумя сетями, – говорит Питер Одлунд, менеджер по развитию коммерческих центров IKEA в России. – В любом случае это будет трехзвездочная гостиница примерно на 200 номеров со средней стоимостью номера $70, оборудованная подземным паркингом Мы планируем закончить переговоры в январе и начать строительство весной 2003 года». Отель предусмотрен и в будущем молле в Химках.
Насколько будут востребованы отели при IKEA, сказать сложно. «Все международные операторы трехзвездочных гостиниц стремятся построить отель как можно ближе к центру, – говорит ведущий аналитик компании Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева. – Их основные клиенты – иностранные туристы, которые не будут добираться к городским достопримечательностям с окраин».
Впрочем, если IKEA реализует свой давнишний план и построит молл на Кутузовском проспекте, то там проблем с туристами точно не будет. Строительство торгово-офисного центра на одной из самых оживленных московских трасс несколько раз откладывалось, однако ставить крест на этом проекте щведская компания, по-видимому, не собирается. «Независимо от окончания переговоров с московским правительством мы приняли решение купить участок, – говорит Питер Одлунд. – IKEA ждала выхода на рынок Финляндии 27 лет. Можем подождать и здесь».