Илья Михайленко: "Мне нравится придумывать"

05.12.200000:00

Илья Михайленко возглавляет молодую и растущую компанию "Ренессанс Страхование". Именно она открыла первое в России виртуальное страховое агентство, которое позволяет клиентам экономить время при страховании автомобиля и при оформлении страховки для поездки за границу. Михайленко считает, что этот шаг позволит подготовить компанию и ее клиентов к внедрению накопительного страхования жизни.

"Ко": Почему именно вас акционеры выбрали на должность гендиректора "Ренессанс Страхования"? Как вам удалось сделать такую стремительную карьеру? 

Илья Михайленко: Карьерному росту способствуют два фактора. Первый - это работоспособность, то есть умение выполнять поставленную задачу в установленные сроки и умение руководить людьми. Второй - это случай. Очень важно оказаться в нужном месте в нужное время. Можно быть талантливым человеком и много работать, но не иметь никаких перспектив для карьерного роста. Нельзя сказать, что я умею делать нечто особенное, чего не умеют другие. Видимо, для меня благополучно сложились оба фактора.

"Ко": Почему вы предпочли работу в "Ренессансе" месту в Ингосстрахе? 

И.М.: Прежде всего потому, что видел перспективы в новой компании и возможности что-то создавать. В большой сложившейся фирме, какой является Ингосстрах, сложно что-то реорганизовывать, а уж тем более получить полномочия на создание чего-то нового. Мне показалось, что в "Ренессансе" у меня будет больше возможностей для самореализации.

"Ко": "Ренессанс Страхование" - молодая компания. Расскажите, каких результатов вам удалось добиться за три года ее существования? 

И.М.: Когда я пришел в компанию, она занималась только двумя направлениями - страхованием жизни и добровольным медицинским страхованием. А сегодня мы страхуем еще и грузы, имущество, суда, транспорт. Как и все, мы начинали с корпоративных клиентов. Потом постепенно стали заниматься и розницей. Учитывая серьезную конкуренцию на рынке, "Ренессансу", конечно, пришлось более тщательно подходить к разработке новых продуктов. Надо не только предложить их клиентам, но и доказать, что он отличается от других. И лучше других. Мне кажется, мы кое-чего добились в этом смысле.

"Ко". Какие эксклюзивные продукты "Ренессанс Страхование" может предложить своим клиентам сегодня? 

И.М.: В компании всегда серьезно относились к современным технологиям. В 1999 году мы первыми в России предложили страхование через Интернет на сайте www.renins.com. Начиная с января 2000 года и по сегодняшний день число пользователей, покупающих страховку через renins.com, увеличилось более чем в шесть раз. Конечно, людей, которые пользуются Интернетом, не очень много, и мы это понимаем. Виртуальное страхование работает в основном в Москве и Петербурге. Но отказываться от использования Интернета в нашем бизнесе мы не хотим. Мы первая российская страховая компания (и пока единственная), предложившая новую услугу business to business: renins.com осуществляет продажу полисов туристическим агентствам для выезжающих за рубеж. Сейчас количество агентств, являющихся клиентами renins.com, приближается к сотне.

"Ко": Не планируете ли вы региональную экспансию? 

И.М.: К этой идее мы относимся крайне осторожно. Уровень развития многих областей крайне низкий, и доходы населения, к сожалению, не позволяют покупать им услуги страховых компаний. Были примеры, когда довольно успешные компании развивали свою региональную сеть, а потом начинали терпеть убытки и сворачивали ее. Кроме того, в нашей работе присутствуют значительные риски, связанные с принятием объектов на страхование. Есть еще и страховые мошенники, с которыми тоже надо постоянно бороться. Технологии управления удаленными офисами должны все это учитывать. Мы сейчас их прорабатываем и развиваем на базе renins.com.

"Ко": Конкуренция на страховом рынке сейчас довольно сильна. Как ваша компания ощущает себя среди российских конкурентов? 

И.М.: Конкуренция, безусловно, существует. "Ренессанс Страхование" все время сталкивается с такими известными компаниями, как Ингосстрах, "Ресо-Гарантия", "РОСНО", "Спасские ворота", "Интеррос-Согласие". Все они соревнуются между собой за качество сервиса, объем программы. Но мы не чувствуем себя аутсайдерами. Страховой рынок пока мал, и на нем надо быть либо крупным игроком, либо вообще отказаться от этого бизнеса. Будь наш рынок более развитым, можно было бы занять на нем какую-то специализированную нишу и спокойно работать. К сожалению, в России это невозможно. Надо заниматься всем.

"Ко": Составляют ли вам серьезную конкуренцию иностранные страховые компании? 

И.М.: Иностранцы работают в основном со своими компаниями. Они не агрессивны, и их присутствие связано с обслуживанием бизнеса материнской компании.

"Ко": Что происходит со страховым рынком сейчас и насколько он изменился по сравнению с ситуацией десятилетней давности? 

И.М.: В начале 90-х, когда частные страховые компании только стали появляться, существовало два монополиста: Ингосстрах обслуживал внешнеэкономические связи и экспортно-импортные операции, а вся российская клиентура, население и предприятия находились у "Росгосстраха". С появлением коммерческих компаний произошло перераспределение клиентов. Это было время, когда завоевать клиента было значительно проще. Люди понимали, что появились альтернативные компании, и охотно пользовались их услугами. За 10 лет в стране появилось около 1500 коммерческих компаний. При этом количество корпоративных клиентов всего на порядок больше. Можете себе представить уровень конкуренции. Что же касается физических лиц, то с ними работал только Госстрах. Только сейчас компании стали развивать этот сегмент. Поэтому и рынок у нас такой маленький.

В 90-е годы никаких вопросов не возникало с отнесением на себестоимость страховых затрат. Потом появились новые нормативы, и компании были вынуждены отказаться от страхования, потому что для многих это становилось дорогим удовольствием. В этом году нормативы изменились, и у страхователей появились существенные налоговые льготы. По добровольному страхованию транспорта и гражданской ответственности организаций на себестоимость теперь относится до 2% объема услуг, а по медицинскому страхованию - до 1%. Надеюсь, что это даст какой-то толчок рынку. С 1995 года обсуждается проект закона об обязательном страховании гражданской ответственности. Прошло уже пять лет, а ничего не изменилось. В Восточной Европе своеобразным толчком для развития рынка стало обязательное автомобильное страхование. Сразу появилась клиентская база, которой уже на добровольной основе можно было предлагать и другие страховые продукты. Если в России это произойдет, то наш рынок начнет развиваться более высокими темпами. Потому что пока многие просто не верят в страхование как в надежный институт.

"Ко": Но это, наверное, проблема всех наших страховых компаний? Как, по-вашему, можно завоевать доверие клиента? Как убедить его, что ему всегда заплатят? 

И.М.: Конечно, одной рекламы тут мало. Если написать на рекламном щите, что ты платишь всегда, - это еще не значит, что ты кого-то в этом убеждаешь. К сожалению, на сегодняшний день страхование - та услуга, которая клиенту может быть продана, но которую он не покупает сам. Клиент не проявляет инициативы. Впрочем, могу сказать, что инициатива начинает расти. Это видно хотя бы по объемам продаж наших услуг: ежедневно несколько человек сами приходят к нам покупать полисы. В основном страхуют гражданскую ответственность или покупают полисы для выезда за рубеж.

"Ко": Можете назвать ваших крупнейших клиентов? 

И.М.: Вестдойче Ландесбанк Восток, Sony CIS, Avon, Ericsson, Panasonic CIS.

"Ко": Насколько прибыльно заниматься страховым бизнесом? Можно ли хорошо зарабатывать на этом рынке? 

И.М.: Можно. Но я бы не сказал, что сегодня это очень прибыльный бизнес. Были, конечно, другие времена, но сейчас многое изменилось. Это связано прежде всего с высокой конкуренцией. Прибыль можно получать в еще не освоенных секторах - в частности, в области страхования населения. Ряд компаний уже начинают инвестировать средства в развитие этого сегмента.

"Ко": Есть ли такие планы у вашей компании?

 И.М.: Есть, но, как я уже говорил, клиент пока не приходит в страховую компанию сам. Поэтому необходимы большая агентская сеть, специальные вынесенные пункты продаж страховых услуг, создание большого количества стандартных продуктов, оформление которых не требуют много времени. Наша компания сейчас ведет работу во всех этих направлениях. Интернет - первый шаг.

"Ко": Вы сами формировали команду сотрудников? 

И.М.: Многие здесь работали еще до моего прихода. Других я привел, когда открывались новые направления. С некоторыми работаю уже много лет.

"Ко": Приходится ли вам принимать непопулярные управленческие решения? Или вы поручаете такие задачи заместителям? 

И.М.: Непопулярные решения неизбежны. У нас сегодня трудятся почти 300 человек, и у нас еще есть две дочерние компании. Но, безусловно, в любом бизнесе важно, чтобы работала команда. В нашей компании сложился коллектив во главе с группой менеджеров. Это был непростой процесс, но теперь я могу сказать, что работаю с командой.

"Ко": Но вы чувствовали в себе силы возглавить компанию? Вам не было страшно? 

И.М.: Не сомневаются, наверное, только глупые люди. Но я согласился и работаю уже полтора года. Я ведь пригласил в эту компанию многих и чувствую ответственность за них и за бизнес, которым занимаюсь. Мне было важно доказать самому себе, что я смогу.

"Ко": Как вы думаете, это потолок вашей карьеры или только очередная ступенька на пути к дальнейшему росту? 

И.М.: Нет, это далеко не потолок. Я считаю, что еще многое могу сделать в страховом бизнесе. Мне нравится придумывать новые направления, реализовывать новые проекты. Для меня страхование - это очень динамичная сфера, где нескучно работать. Наверное, поэтому я почти 10 лет в этом бизнесе.

"Ко": Как вы выбрали эту профессию? 

И.М.: В некотором смысле случайно. После окончания института я по идее должен был стать сотрудником банка. Но мне предложили пойти работать в страховую компанию. Я согласился, решив, что это тоже из области финансов. К тому же мне предложили заниматься направлением, связанным с автомобилями. А автомобили я люблю с детства. Хотя то, чем я сейчас занимаюсь, с автомобилями мало связано.

"Ко": Какую часть в расходах среднестатистического российского гражданина занимают страховые отчисления?
И.М.:
Очень небольшую. Могу сказать, что лишь 29,2% представителей российского среднего класса имеют страховой полис.