Илья Торосов: «Сокращать выбросы нужно без ущерба благосостоянию людей»

13.06.202410:30

Борьба за углеродную нейтральность из политических лозунгов постепенно переходит в экономическую стратегию. В чем плюсы энергоперехода для «нефтяной России» и легко ли будет охладить планету на 1,5 градуса, о чем пытаются договориться правительства разных стран, журнал «Компания» поговорил с первым замминистра экономического развития России Ильей Торосовым. 

Наша энергетика уже достаточно зеленая

В чем такая нефтяная держава, как Россия, может выиграть при зеленом энергопереходе?

— Вопрос выгод для России не соотносится лишь с нефтью и газом. Если брать наш энергобаланс, то там уже более 80% энергогенерации приходится на низкоуглеродные источники — в первую очередь природный газ, АЭС и ГЭС. То есть наша энергетика уже достаточно зеленая.

Что касается других отраслей, например металлургии, транспорта, то здесь еще есть над чем работать. Но совершенно точно можно сказать, что у энергоперехода есть две главные выгоды. Первая — это устойчивый рост экономики. Мы знаем, что в дальней перспективе, если не вкладываться в зеленые технологии и в целом в технологии борьбы с изменениями климата, то рост экономики со временем будет замедляться, она потеряет конкурентоспособность. И вторая — это развитие новых отраслей, новых технологий, как следствие — появление новых высокотехнологичных рабочих мест. 

Это, например, электротранспорт, по которому стоит планка почти в 730 тыс. отечественных электромобилей к 2030 году. Это водородные технологии (поставили цель занять до 20% мирового рынка водорода к 2050-му) или атомная энергетика: мы все видим, что проектов по строительству АЭС за рубежом становится все больше. Это, кстати, показывает, что развивающиеся страны рассматривают атомную генерацию как альтернативу углеводородам. То есть уже идет речь о формировании в РФ, по сути, постиндустриальной экономики.

В какой временной перспективе можно будет ожидать полного замещения углеводородов другими продуктами?

— Задачи по полному замещению углеводородов в России нет. Невозможно на такой большой территории, с такими разнообразными климатическими и погодными условиями полностью заменить углеводородные источники на возобновляемые, ветер и солнце.

Мы исходим из того, что да, доля низкоуглеродных источников энергии будет возрастать за счет развития водородных технологий, ВИЭ, атомной генерации, ГЭС, но мы не пытаемся полностью ими заместить нефть и газ. Речь идет о компенсаторных механизмах, ведь в климатической политике главная цель, которую страны себе ставят, — выход на углеродную нейтральность. Каким образом? За счет ли замещения углеводородов или за счет компенсации выбросов от них, например, через реализацию климатических проектов, это уже каждая страна решает самостоятельно.

Поэтому в РФ есть и то, и другое направление. Мы стимулируем развитие ВИЭ, и, как вы знаете, новые проекты в этой области появляются, но также мы стимулируем и реализацию зеленых и климатических проектов, когда компании, в том числе и из нефтегазового сектора, компенсируют свои выбросы, например, восстанавливая леса, переходят на более экологичные технологии в металлургии и так далее.

Для этого уже создана вся необходимая инфраструктура: рекомендации по реализации климатических проектов, механизмы их валидации и верификации результатов, реестр углеродных единиц по результатам проектов, возможность их продажи или передачи.

Для России важен принцип технологической нейтральности

Уже идет активная подготовка к международному саммиту COP-29, который пройдет в ноябре в Азербайджане. Есть ли, на ваш взгляд, риски того, что достигнутые ранее соглашения по будущему ископаемого топлива будут нарушены?

— Одной из главных тем СОР-28 стало ископаемое топливо, на отказе от которого активно настаивали развитые страны в противовес России и крупнейшим развивающимся государствам, таким как Китай, Индия и страны ОПЕК+.

На конференции удалось достигнуть исторической договоренности и согласовать первое глобальное подведение итогов. Документ получился сбалансированным и содержит гибкую формулировку о переходе от ископаемого топлива в энергетических системах. При этом странами согласован перечень глобальных усилий по сокращению выбросов парниковых газов, который отражает важный для РФ принцип технологической нейтральности: это широкий набор решений, включая использование ВИЭ, ядерной энергетики, технологий улавливания, хранения и использования углерода, производство низкоуглеродного водорода. Впервые отдельно выделена роль переходного топлива для снижения выбросов при обеспечении энергетической безопасности.

На предстоящей конференции в Баку в центре внимания будут финансовые вопросы: продолжатся дискуссии по наполнению фонда по потерям и ущербу. Также планируется к утверждению новая коллективная количественная цель по предоставлению развивающимся странам финансовой помощи.

Что, на ваш взгляд, может быть причиной такого пересмотра? Какова позиция России в этом вопросе?

— У всех стран свои национальные особенности и стартовые позиции, это надо учитывать. И давайте будем честны: пока человечество технологически не готово к отказу от ископаемого топлива. Несмотря на то что ВИЭ являются важной частью процесса декарбонизации, использование исключительно их сегодня не добавляет ни устойчивости, ни экономической целесообразности. Следует учитывать неуправляемый характер солнечной и ветровой энергии, а также высокие капитальные затраты на такие генерационные мощности.

Россия занимает взвешенную позицию, мы не утверждаем, что текущая ситуация с выбросами нас устраивает, мы готовы принимать меры. Но сокращать выбросы нужно без ущерба благосостоянию людей. Это можно сделать только по принципу технологической нейтральности, когда на столе есть все опции: и ВИЭ, и водород, и технологии улавливания, и варианты переходного топлива. На данном этапе дискриминировать какие-то источники энергии в корне неправильно.

Важной победой становится постепенное признание природного газа в качестве низкоуглеродного источника энергии. На предстоящей конференции в Баку продолжим отстаивать эту позицию.

Еще важен баланс. Мы продолжим отстаивать тему доступности энергии для развивающихся стран. Чтобы не было ситуации, в которой развитые страны, уже «выбросив свое» в атмосферу и обеспечив тем самым определенный уровень развития, решили запретить это делать остальным

Мы предметно всем этим занимаемся: понимаем и стоимость, и как это можно делать, и видим границы допустимого. К 2025 году мы должны направить следующий ОНУВ с целью на 2035 год — уже собираем необходимые данные и готовим прогнозы. Для этого используем новую ВИП ГЗ — «Российскую систему климатического мониторинга».

Одним из итогов COP-29 должна стать «Дорожная карта миссии в 1,5 градуса», что позволит перейти от обсуждений к реальным действиям. Какие меры должны быть включены в этот документ?

— «Дорожная карта миссии в 1,5 градуса» — это планируемый итог работы тройки председателей СОР прошлого, текущего и следующего годов (ОАЭ, Азербайджана и Бразилии соответственно).

Можно любые цели ставить, лишь бы понимать, как и за счет чего, с помощью каких ресурсов они будут претворяться в жизнь. Способы достижения «цели в 1,5 градуса» настолько жесткие, что неизбежно повлияют на уровень экономического развития многих стран, в первую очередь развивающихся и государств с переходной экономикой.

Как я уже говорил, сокращать выбросы нужно без ущерба благосостоянию людей. Также важно приступить к формированию условий для реализации совместных климатических проектов как в рамках двусторонних договоренностей, так и в рамках централизованного механизма статьи 6 Парижского соглашения. Пока реальные механизмы торговли углеродными единицами еще находятся в разработке.

Будем продолжать отстаивать наши национальные интересы, особое внимание уделяя справедливому энергопереходу, развитию низкоэмиссионных технологий, адаптации к изменениям климата, а также важной роли природных поглотителей в достижении климатических целей.

Каков, по вашей оценке, потенциал России по трансграничной торговле углеродными единицами?

— В настоящее время более чем с десятью партнерами ведем переговоры по созданию нормативно-правовой базы для запуска практического сотрудничества по вопросам изменения климата.

Обсуждаем в первую очередь развитие углеродных рынков и возможности совместной реализации климатических проектов: гармонизацию методологий, взаимное признание аккредитации верификаторов.

Считаем, что закономерным итогом реализации таких проектов может стать трансграничная торговля углеродными единицами, в том числе с использованием механизмов статьи 6 Парижского соглашения, а также в рамках углеродных бирж.

Важный шаг на пути к выводу российских углеродных единиц на зарубежные площадки уже сделан: 6 июня на площадке ПМЭФ подписан Протокол о намерениях по сотрудничеству между Глобальным углеродным советом (GCC) и Федеральной службой по аккредитации.

Глобальный углеродный совет — это авторитетная международная программа выпуска углеродных единиц. Признание ею аккредитации наших органов по валидации и верификации повысит привлекательность углеродных единиц из российского реестра у зарубежных покупателей, а также позволит сформировать дополнительный спрос на услуги отечественных верификаторов со стороны зарубежных компаний.

В 2024 году Россия председательствует в БРИКС. Это важная площадка для обсуждения международной климатической повестки, причем в рамках экономического сотрудничества. С какими инициативами по борьбе с климатическими изменениями накануне летней встречи министров выступает наша страна?

— В рамках председательства России в БРИКС укрепляем наше климатическое сотрудничество с партнерами. Инициировали создание отдельного профильного трека — контактной группы БРИКС по климату и устойчивому развитию.

В этом году хотим сформировать рамочную основу для обмена опытом и выработки практических решений в сферах справедливого перехода, адаптации к изменениям климата, совместной реализации климатических проектов с использованием передовых низкоэмиссионных технологий. Отдельный акцент делаем на развитии сотрудничества в области углеродных рынков.

Важным приоритетом является укрепление научного и экспертного взаимодействия в области борьбы с изменением климата. Предложили партнерам запустить платформу климатических исследований БРИКС для совместной подготовки исследований и докладов по климатической тематике и проведения профильных мероприятий.

Итоги этой работы представим летом в рамочном заявлении министров БРИКС по климату и устойчивому развитию.