Император всея Земли
НАКАЗАТЬ чудовище! Под чудовищем подразумевается не только Милошевич, но и все сербы. Именно к этому «чудовищу» предполагается применить исправительно-принудительное лечение. Как пишут обозреватели, лечение проводится кнутом (читай: бомбардировками) и пряником (читай: делай, как мы говорим, или не видать тебе экономической помощи и не быть тебе никогда среди цивилизованных стран). Очень прозаические методы лечения, стоящие миллионы долларов, но совершенно необходимые, как пишут западные обозреватели, для того чтобы освободить сербский народ от «яда тоталитаризма».
«Лечебное средство для перевоспитания, немаловажный ингредиент для промывания мозгов». Если бы эта фраза не встретилась мне совсем недавно применительно к рассматриваемой ситуации, можно было бы принять ее за цитату из наставлений времен «культурной революции» в Китае, когда попавших в сети буржуазной идеологии подвергали насильственной обработке, дабы вернуть им революционный дух.
Вот эти методы лечения Запад сегодня пытается применить к сербам, включая и Коштуницу, который, едва став «демократически» выбранным президентом, перестал соответствовать. Теперь в фаворе Джинжич, несмотря на то что он в свое время заигрывал с Караджичем. Но сегодня об этом не принято вспоминать. Насколько можно понять, он привлекает тем, что не боится «прозаически» замарать рук деньгами на «четких условиях» правительства Соединенных Штатов.
Когда-то все это считалось ограниченным суверенитетом. Сейчас это называется перевоспитанием. Недавно по телевидению показывали прекрасный фильм «Три дня Кондора». В последней сцене агент ЦРУ объясняет герою-идеалисту, что управление всегда стремится туда, где надо опередить время, чтобы предотвратить ситуацию, когда «кончится бензин или продовольствие» и придется объяснять «тем, у кого всегда было все», что настал момент, когда надо затянуть пояса и меньше потреблять. Эта сцена из кинофильма остается чрезвычайно актуальной и сейчас, особенно применительно к современным проповедникам морали. Таким, как, например, Лестер Тароу, который в самый разгар войны в Косове требовал признать коллективную ответственность сербского народа за совершенные преступления. Мне же не дает покоя другая мысль – особенно сейчас, когда стало известно, что Джордж Буш решил в одностороннем порядке выйти из договора о сокращении загрязнения атмосферы, подписанного в Киото, – что и нас можно (даже должно) привлечь к коллективной ответственности (хотя в каком суде, если все суды, учреждаемые нами, стоят на страже наших интересов) за наш чудовищный эгоизм и за то, что каждые пятнадцать секунд в мире от голода умирает один ребенок. Именно из-за нашего эгоизма.
Другой, немного более честный обозреватель написал, что премьер Джинжич – «прагматичный политик, который хотел бы окончательно освободиться от преступного груза прошлого и с помощью Запада завладеть всей полнотой власти». Да здравствует откровенность! Но еще вопрос, соответствует ли такая операция интересам Запада или еще кого-либо.
Во всей этой истории стоит обратить пристальное внимание на две вещи. Во-первых, повторяется ошибка, допущенная США 10 лет назад в отношении России. Соединенные Штаты поторопились, и их спешка обернулась бедой. Император, который руководит всеми нами, еще молод и не имеет должного опыта. Надо напомнить ему об этом, пока он не натворил новых бед. Ход истории нельзя форсировать революциями и волюнтаристскими проектами. В этой сфере (русские убедились в этом на собственном опыте) не может быть «созидательного разрушения». Разрушение всегда остается только разрушением. Мы что, хотим повторить все это на Балканах? Очаги войны там уже есть. А может быть, Император только этого и добивается?
Во-вторых, надо обратить внимание на то, какая обстановка складывается в столице Империи, какие там дуют ветры. А там разрывают соглашения и принимают решения, совершенно не интересуясь мнением вассалов. Киотский протокол, звездный щит, бомбардировки Ирака, шпиономания, обострение отношений с Китаем и т.д. И все это на фоне международного экономико-финансового кризиса, в котором США являются главным очагом.
Император отнюдь не приверженец изоляционизма. Наоборот, он выступает и действует. По своему усмотрению. И даже не делает вид, что действует в общих интересах. Именно под этим углом зрения следовало бы внимательно вчитаться во все его заявления, включая неистовство против Милошевича. Тогда станет ясно, что Императору недостаточно просто победы. Ему нужна месть. И международный приговор лучше всего Гаагского трибунала. Это послужит уроком не только тем, кто проиграл сегодня, но и сигналом всем тем, кто осмелится в будущем перечить имперской воле.