Империя под ударом
В Палестине продолжается кровопролитие, и возникает закономерный вопрос: «А верит ли еще кто-нибудь в посредническую миссию Соединенных Штатов Америки во главе с Джорджем Бушем в прекращении войны (можно ли иначе называть то, что происходит сегодня на Ближнем Востоке?) между Израилем и так и не состоявшимся палестинским государством?»
Что это за посредники, которые поддерживают только одну из сторон конфликта? Миссия Колина Пауэлла изначально была обречена на провал, поскольку адресованное Шарону требование Буша остановиться – несомненно, запоздалое – никак нельзя соотнести с тем, сколько было сделано теми же США, чтобы вдохновить израильское правительство идти до конца в разрушении власти Арафата и самого палестинского государства.
Мне кажется, что мир стал свидетелем самого серьезного провала американской дипломатии со времен второй мировой войны. Нынешнему главе администрации США удалось в течение считанных месяцев промотать весь свой политический капитал, который он приобрел на волне событий 11 сентября прошлого года. Сейчас Соединенные Штаты пытаются отыскать «соломоново решение» в ситуации, когда равновесие уже нарушено (с их предварительного одобрения) более сильным из двух противников. А может быть, это произошло потому, что в Вашингтоне были увлечены другими проектами, и в первую очередь подготовкой к нападению на Ирак, которая, судя по всему, вступает в завершающую фазу.
Все это красноречиво свидетельствует о неспособности нынешней администрации США держать в поле зрения одновременно несколько кризисных ситуаций в мире. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и возможность реализации сценария, по которому предусматривается одновременное углубление обоих кризисов в «нефтеносном регионе». В Вашингтоне нет недостатка в тонких стратегах (президент не из их числа), которые не могли бы просчитать дестабилизирующий эффект для целого региона как от первого военного конфликта (на пике своего развития), так и от второго (пока в проекте).
Если событиям хотят дать такой ход, то это означает, что заранее учтено и возмущение всего арабского мира. Но в таком случае очевидно, что этих стратегов не пугают демонстрации протеста, охватившие столицы всех арабских стран. Глубокая озабоченность в Эр-Рияде, Каире, Аммане свидетельствует о том, что умеренные арабские режимы, зависящие от США не меньше Израиля, боятся именно такого развития ситуации. Инстинкт самосохранения позволяет им острее чувствовать, к чему это может привести.
Развитие ситуации не оставляет места для иллюзий. Шарон не прекратил военных действий после требований Джорджа Буша и Колина Пауэлла. И не остановится до тех пор, пока не разрушит палестинское государство. Он, естественно, полагает, как и Буш, что борьбу с международным терроризмом надо вести только путем уничтожения террористов и никак иначе. Оба считают, что война является единственным решением проблемы. Оба ошибаются. То, что они мыслят одинаково, подтверждается требованиями как первого, так и второго, чтобы палестинцы «избавились» от Арафата. На деле это означает, что из игры будет выведен единственно возможный переговорщик. После отстранения Арафата от власти остается только одна перспектива: танки против людей, которые взрывают себя в ресторанах и на дискотеках. Новая кровь с обеих сторон. Тупиковая ситуация, которая усугубляется еще и тем, что главный посредник между конфликтующими сторонами не понимает развития ситуации или делает вид, что не понимает.
Таково положение дел на сегодня. Европа пока остается в позиции наблюдателя, несмотря на довольно жесткое заявление Романо Проди о том, что политика США на Ближнем Востоке потерпела крах. Аналогичные заявления доносятся и из Москвы. Но они остаются разрозненными и не говорят о решимости выступить с общей позицией, которая явилась бы альтернативой политике Вашингтона. В результате защитой международного права занимаются пацифисты, которые безуспешно пытаются наладить диалог между оккупационными израильскими войсками и палестинским населением. Все это навевает очень печальные мысли. К власти в США пришли люди, которые неспособны действовать на благо мира. Ждать мирных инициатив от империи, которая готовится к войне, бессмысленно. Вопрос в том, все ли страны на планете стали лишь вассалами Императора.