Top.Mail.Ru
мнения

Импортозамещение всего

Индийский чай по объемам продаж обошел китайский во всем мире кроме Азии. Это не значит, что по качеству он превзошел исходный продукт, однако был правильно адаптирован под культуру и потребности местного населения и потому прочно занял свою нишу. Фото: Habibur Rahman / Keystone Press Agency / Global Look Press Индийский чай по объемам продаж обошел китайский во всем мире кроме Азии. Это не значит, что по качеству он превзошел исходный продукт, однако был правильно адаптирован под культуру и потребности местного населения и потому прочно занял свою нишу. Фото: Habibur Rahman / Keystone Press Agency / Global Look Press

Основатель telegram-канала Angry Bonds Дмитрий Адамидов — о том, как правильно найти свое место в новой системе международного разделения труда. 

Международное разделение труда в экономической теории является одной из самых интересных тем, но, к сожалению, одновременно и одной из самых фальсифицируемых. Чаще всего она подменяется вопросом «Почему одни страны богатые, а другие бедные» (как раз так называлась книга, авторам которой дали свежую Нобелевскую премию по экономике), и под нее подстраиваются разного рода идеологические манипуляции про «эффективные институты», «правильные и неправильные страны» и пр., которые, конечно, к реальности никакого отношения не имеют, но в числе прочего рождают у публики и, что более важно, у начальства иллюзию о том, что надо «просто» применять какие-то технические, организационные или, на худой конец, магические новшества, и Россия в одночасье может стать Америкой, Молдавия — Италией, а Грузия — Арабскими Эмиратами.

При том, что сама по себе идеология глобальной мировой экономики, реализованная в 1990-е годы, предполагает, что каждая страна специализируется на каком-то ограниченном наборе технологий, где может — является де факто монополистом, но при этом никто не может контролировать всю технологическую цепочку. Что, собственно, и является залогом продуктивного сотрудничества: для того, чтобы «задушить в объятиях» конкурентов или партнеров, ни у кого объективно не хватает сил. Исключения можно пересчитать по пальцам: это ВПК, атомная промышленность, отчасти космос (хотя там тоже, как говорится, «не все так однозначно»: даже РФ и США без кооперации более или менее приличный космический проект реализовать не смогут).

Поэтому вплоть до начала 2020-х годов регулярно появляющиеся в разных уголках планеты яркие инициативы под лозунгом «догоним и перегоним» основной целью имели попил бюджетных субсидий, а никакое не импортозамещение — и тем более серьезный трансферт технологий. И тут совершенно неважно, идет ли речь об американских чипах, российском гражданском авиастроении или китайском «мирном атоме».

Однако сначала ползучая, а теперь уже вполне бодрая деглобализация мировой экономики вопрос о переделе системы международного разделения труда все же поставила. Это касается высоких технологий и, прежде всего, ВПК, но не только. Обострение международных отношений и массовое введение санкций вынуждают ставить не только вопрос о микрочипах, но и о гвоздях (мне подсказывают, что правильно говорить «метизах»; винты, гайки, шурупы и саморезы тоже имеют значение), ведь случись что, остаться без крепежа может быть столь же трагично, как и без чипа. Вспоминаем перевод Самуила Маршака английской народной поэзии.

Так что вопрос импортозамещения чем дальше, тем актуальнее, и с учетом уже набитых на этом пути шишек все сложнее искать эффективные рецепты. Давайте пойдем методом «от противного» и попытаемся определить, каким импортозамещение и «догоняющее» развитие точно быть не должно.

  1. Надо забыть об «импортозамещении всего». Это просто не работает нигде и никогда и ведет только к растрате бюджетов.

  2. Не надо путать импортозамещение с технологическим прорывом. Это достаточно частое заблуждение, особенно почему-то распространенное в отношении японского и немецкого автопрома или китайских высокоскоростных железных дорог, ставших символами процветания этих стран. Японский и немецкий автопром и до 1950-х годов был в полном порядке, там существовала мощная инженерная школа, работавшая, правда, больше на ВПК. После окончания Второй мировой войны кадры были переориентированы на гражданское производство, и в отличие от, например, авиации такая конверсия дала положительный эффект. Но технологическое лидерство у ФРГ и Японии к тому времени уже было. С китайскими ВСМ еще проще и нагляднее — они создавались на технологической базе европейских компаний (Siemens и Alstom), которая на тот момент также была одной из лучших. А далее китайские товарищи уже углубили и расширили имеющиеся конкурентные преимущества. Одним словом, ни то ни другое не было сборкой условного Ё-мобиля в гараже. Иными словами — импортозамещение может и должно помогать технологическому прорыву, но не подменять его.

  3. Любые усилия как по импортозамещению, так и по технологическому прорыву должны опираться на рациональные основания, а не на символический капитал. Яркий пример из истории — попытка европейских производителей фарфора в XVII–XIX веках конкурировать с китайским. Усилий было потрачено много, повторили технологию, многие страны достигли приличных успехов в развитии производства, с рынка Европы общими усилиями (в основном протекционистскими мерами) вытеснили китайский фарфор, но по качеству и стоимости превзойти его так и не удалось, в основном потому, что нет сырья такого качества. И как только торговые барьеры в ходе глобализации были сняты, китайский фарфор снова захватил рынки Европы.

МерседесМы никогда в обозримом будущем не соберем свой «Мерседес». Его уже никто не соберет — даже в Германии, похоже, скоро не смогут повторить прежнее качество. Фото: Mercedes-Benz

Обратная история с чаем и кофе — индийский чай по объемам продаж обошел китайский по всему миру кроме Азии, а в США кофе американо заказывают не в пример чаще, чем эспрессо, но это не значит, что по качеству эти продукты превзошли исходные. Однако замещаемые продукты были правильно адаптированы под культуру и потребности местного населения и потому прочно заняли свою нишу и в Европе, и в Евразии.

Что это практически означает применительно к текущей ситуации в России?

  • Нужно перестать практиковать карго-культ. Мы никогда в обозримом будущем не соберем свой «Мерседес», потому что никто его не соберет. Похоже, уже даже в Германии скоро не смогут повторить прежнее качество.

  • Повторять / замещать нужно прежде всего критические технологии, без которых в случае чего экономика встанет.

  • Если у нас не получается что-то важное повторить, то выхода всего два — либо взять в качестве трофея, либо обменять. С трофеями большую роль играет случай (тут можно вспомнить, что технологический прорыв в системах военной связи случился после захвата в 2008 году в Грузии в ходе войны «08.08.08» двух американских джипов, напичканных новейшей на тот момент натовской аппаратурой), а выгодный обмен возможен только в том случае, если у нас будет что-то действительно интересное для другой стороны и, что важно, они не смогут это украсть.

Поэтому основной вывод звучит так: хочешь эффективное импортозамещение — занимайся прорывными направлениями. В случае успеха либо придумаешь что-то новое и перевернешь отрасль, либо будет, чем выгодно поменяться.

Но для этого нужно изменить систему управления научными разработками, сделав ее проще и эффективней, убрав бюрократию и накопленный за последние 30 лет маразм. И это едва ли не самая сложная задача, потому что требует коренной реформы системы образования и даже отчасти основ государственного управления. Но, как говорится в известной телепередаче, «это уже совсем другая история».