Top.Mail.Ru
архив

Имущественный интерес

Страхование имущества считается одним из наиболее перспективных и стабильно развивающихся секторов российского страхового рынка. Впрочем, объемы реального классического бизнеса довольно скромны. По разным оценкам, на них приходится около половины всех сборов по страхованию имущества.

 

В начале нынешнего года страховщики дружно заявили об отказе от краткосрочного страхования жизни. А точнее, от «серых» налогосберегающих схем, успешно замаскированных под этот вид страхования. «В наших пресс-релизах недостаточно четко прописано, что мы прекратили заниматься «жизнью», на этом необходимо сделать акцент», – объяснял пару месяцев назад на повышенных тонах генеральный директор крупного страховщика своему пресс-секретарю, пока обозреватель «Ко» ожидала аудиенции в приемной компании.

Топ-менеджер опасался за «чистоту» своей компании не случайно. Увлечение схемами стало причиной отзыва лицензий у лидеров по «жизни» «Класcко», «Сириус», «Омега-19» и др., а также крупнейших по сборам перестраховщиков «Универс Ре» и «Надежда Ре».

После того как регулятор стал наказывать нарушителей, аналитики начали подозревать, что схемы не ушли, а всего лишь плавно «перетекли» в другие сегменты рынка – например, в «ответственность» или «имущество». «Перетекание схем из страхования жизни в имущество происходит в течение нескольких лет», – подтверждает тенденцию заместитель генерального директора «Ренессанс Страхования» Николай Галушин.

К тому же сами страховщики не отрицают, что спрос на налогосберегающие механизмы со стороны предприятий остается высоким. «Бизнесу  по-прежнему интересны   как  возможности ухода от налогов, так и возможности личного обогащения, например, в результате увеличения  котировки по реальному страхованию, – говорит начальник отдела страхования имущества физических лиц РОСНО Артем Искра. – Предприятия не собираются отказываться от налогосберегающих механизмов и обращаются к страховщикам. Спрос на эти услуги можно снизить, к примеру, создав государственный контроль со стороны ФАС и ФССН, налоговых служб по отслеживанию сделок с тарифами гораздо выше среднерыночных или увеличив прозрачность налоговых льгот при страховании».

Между тем «оздоровление» рынка, по мнению руководителей некоторых компаний страховщиков, в конце концов отразится на клиентах. «Доходы, которые упускаются страховыми компаниями в связи с сокращением схем, будут компенсироваться за счет увеличения рентабельности бизнеса. Это приведет к росту тарифов», – считает президент PrimeInsurance Никита Исаев.

 

Печальная жизнь

 

С 2003-го по 2004 год объем российского рынка страхования имущества вырос на 29% и составил 153,1 млрд руб. (включая страхование дач и загородных домов, квартир, офисов и складов, домашнего и офисного имущества, а также страхование легкового и грузового автотранспорта, грузов, авиационного и водного транспорта).

Правда, по оценкам Росстрахнадзора, на реальный бизнес приходится всего 30% от общего объема премии в этом сегменте. Ситуация с «жизнью» еще более печальная: 97% сборов по страхованию жизни, по мнению регулятора, приходится на «схемы». В первом квартале 2005 года тенденция сокращения «жизни» сохранилась. Однако сборы по страхованию имущества не выросли и остались на уровне прошлого года – 42,4 млрд руб. против прошлогодних 42,3 млрд руб.

Впрочем, если страховщики считают оценку Росстрахнадзора по реальной «жизни» верной, то о страховании имущества они готовы спорить. Так, руководитель центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец  оценивает прошлогоднюю долю классического страхования имущества в 43% (в 2003-м она составляла 37%). Артем Искра считает, что на схемы приходится не более 40% сборов по страхованию имущества, а Николай Галушин предполагает, что этот показатель не превышает 50%.

Прийти к единому мнению ни страховщикам, ни регулятору, скорее всего, не удастся. «Непонятна методика выявления Росстрахнадзором схем в имущественном страховании, – говорит Никита Исаев. – Если в страховании жизни все относительно просто – достаточно выяснить, что сборы примерно равны или даже ниже выплат, – то определить долю реального страхования имущества или перестрахования гораздо сложнее».

Одной из ключевых тенденций как на страховом рынке в целом, так и в сегменте имущественного страхования сегодня является «отжатие воды», считает Алексей Зубец. По его мнению, рост реального имущественного страхования в прошлом году составил 38%, а в ближайшие годы этот показатель сохранится на уровне 25 – 30%.

При этом аналитики считают, что классическое страхование в ближайшие годы станет одним из быстроразвивающихся сегментов финансового рынка по отношению к экономике страны в целом. А высокие темпы роста «имущества» по сравнению с другими видами страхования обеспечит существенный запас незаявленного спроса.

Проблема состоит в том, что страховщикам все сложнее пользоваться этим ростом. «Цена выхода компании на рынок, удержания завоеванных позиций и обеспечения высокого качества сервиса увеличивается с каждым годом, а результаты от ведения этого бизнеса снижаются, – утверждает Алексей Зубец. – Поэтому в бизнесе не смогут удержаться мелкие несетевые компании: для того чтобы построить необходимую инфраструктуру, необходимы крупные инвестиции».

Второй основной тенденцией эксперты рынка считают изменение отношения населения к страхованию в целом. «Еще 2 – 3 года назад наши исследования свидетельствовали о том, что россияне считают этот вид бизнеса скорее инструментом обеспечения психологической уверенности. Сейчас большая часть населения видит в страховании экономически выгодный способ обеспечения защиты. А изменение мотивации потребителей влечет за собой увеличение объема рынка», – комментирует ситуацию Алексей Зубец.

Впрочем, предрекая рост классического страхования имущества, компании не отрицают, что в этот процесс будут вовлечены далеко не все сегменты рынка. Так, в последние несколько лет наибольшим спросом пользовалось автомобильное страхование (по КАСКО застрахованы примерно треть автомобилей), а также страхование квартир, загородных домов и офисных помещений. В ближайшее время эта тенденция, скорее всего, не изменится – по мнению Николая Галушина, в текущем году сборы по КАСКО вырастут на 40%.

 

Игра по-крупному

 

Российский рынок страхования крупного бизнеса по существу уже сложился. Сейчас полисы по имуществу есть у 80 – 90% холдингов. Поэтому темпы роста страхования рисков здесь невелики. «Резерв ускоренного роста страхования крупного бизнеса по большому счету исчерпан, – считает Алексей Зубец. – Сборы компаний по страхованию имущества крупных корпораций будут увеличиваться примерно на 15% в год».

Однако это не означает, что данный рынок уже окончательно поделен. Во-первых, несмотря на то что большинство холдингов имеют собственные кэптивные страховые компании, зачастую они делят риски сразу между несколькими страховщиками. Во-вторых, страховые компании выбираются по результатам тендеров. Предприятие может поменять страховщика и в связи с изменениями в структуре акционеров.

В отличие от крупного бизнеса рынок страхования малого и среднего предпринимательства предоставляет компаниям широкое поле для маневров. По словам Николая Галушина, в настоящее время свои имущественные риски застраховали менее 10% из более чем 1 млн таких предприятий.

Поэтому и рост в этом сегменте ожидается весьма существенный – от 30% в год. Аналитики считают, что наиболее острая борьба страховщиков за клиентов будет происходить именно в обслуживании малого и среднего бизнеса.

Помимо ОСАГО самыми востребованными продуктами у таких юридических лиц является добровольное медицинское страхование, КАСКО и имущество – офисы, производственные помещения, склады, товары на складе и т.д. Правда, если полисы обязательной автогражданки имеют около 80% предприятий малого и среднего бизнеса, то, по оценкам «Росгосстраха», помещения и находящееся в них имущество страхует втрое меньшее количество предпринимателей – порядка 25%, КАСКО – около 20%, грузы – 5%, ответственность – около 5%, и, наконец, риск перерыва в производстве – менее 1%. При этом 22% малых и средних предприятий не имеют полисов ни по одному виду страхования.

Впрочем, многим предприятиям просто не хватает средств на покупку полисов. А те, кто готов страховать риски, очень тщательно выбирают и компании, и продукты, при этом предъявляя высокие требования к экономической эффективности полиса. «Поведение предпринимателей похоже на поведение граждан, только первые более профессиональны», – говорит Алексей Зубец.

 

Гражданский рынок

 

Страхование граждан в последнее время является одним из наиболее динамично развивающихся направлений. На розничном рынке аналитики ожидают не менее жесткой конкуренции, чем в сегменте страхования малого и среднего бизнеса.

Признанным лидером продаж гражданам является страхование КАСКО. По прогнозам «Росгосстраха», в связи с уменьшением количества ввозимых в Россию новых иномарок (именно их владельцы являются основными потребителями добровольного автострахования) повышение сборов по страхованию КАСКО будет постепенно замедляться (напомним, что в прошлом году в Россию было ввезено более 350 000 новых иномарок стоимостью в среднем около $25 000, а прирост новых отечественных автомобилей составил более 1 млн). Так, в 2003 году объем страховой премии увеличился почти в два раза, в прошлом – более чем на 80%, а в этом году рост прогнозируется на уровне 50%.

Темпы развития страхования недвижимого имущества граждан гораздо менее впечатляющие: большинство опрошенных страховщиков говорят, что рост сборов составит порядка 20% в год. Дело в том, что риски, связанные с недвижимостью, не так очевидны для людей, как автомобильные. Поэтому разрыв между темпами роста страхования КАСКО и жилья в ближайшее время останется довольно значительным.

Несмотря на строительный бум, который постепенно смещается из Москвы в регионы, пока граждане чаще страхуют жилье по необходимости (например, когда берут ипотечный кредит), чем в добровольном порядке. Учитывая, что повышение ипотечного и потребительского кредитования составляет 20 – 30% в год, можно предположить, что страхование кредитов будет развиваться такими же темпами. Что же касается добровольного приобретения полисов, то, по оценкам Николая Галушина, сейчас в России застраховано не больше 10% квартир и загородных домов, и пока предложения страховщиков значительно опережают спрос со стороны населения.

Основная часть собранной премии по жилью приходится на страхование дорогих и неохраняемых домов, а также загородных дач. По данным «Росгосстраха», в настоящее время застраховано около 40% загородных владений, что является очень высоким показателем для России.

Впрочем, чем дальше от центра, тем меньшей популярностью пользуется страхование. Так, в Подмосковье, по словам Артема Искры, застраховано больше 80% загородных строений. А в отдаленных от центра городах и селах застрахованных домов – единицы, говорит Николай Галушин. При этом рынок подмосковных загородных строений растет на 20 – 30% в год, региональный – на 10 – 15%.

По мнению аналитиков, наиболее жесткая конкуренция в страховании имущества физических лиц наблюдается именно в сегменте загородных строений. Пытаясь расширить клиентскую базу, страховщики не только наращивают агентские сети, разрабатывают новые продукты и специальные условия страхования, но даже борются за клиентов в прямом смысле этого слова. Недавно обозреватель «Ко» стала свидетелем небольшой потасовки, устроенной двумя представительницами конкурирующих организаций на соседнем дачном участке, владелец которого только что закончил строительство огромного трехэтажного дома.

 

 

Еще по теме