Имущественный интерес
Страхование имущества считается одним из наиболее перспективных и стабильно развивающихся секторов российского страхового рынка. Впрочем, объемы реального классического бизнеса довольно скромны. По разным оценкам, на них приходится около половины всех сборов по страхованию имущества.
В начале нынешнего года страховщики дружно заявили об отказе от краткосрочного страхования жизни. А точнее, от «серых» налогосберегающих схем, успешно замаскированных под этот вид страхования. «В наших пресс-релизах недостаточно четко прописано, что мы прекратили заниматься «жизнью», на этом необходимо сделать акцент», – объяснял пару месяцев назад на повышенных тонах генеральный директор крупного страховщика своему пресс-секретарю, пока обозреватель «Ко» ожидала аудиенции в приемной компании.
Топ-менеджер опасался за «чистоту» своей компании не случайно. Увлечение схемами стало причиной отзыва лицензий у лидеров по «жизни» «Класcко», «Сириус», «Омега-19» и др., а также крупнейших по сборам перестраховщиков «Универс Ре» и «Надежда Ре».
После того как регулятор стал наказывать нарушителей, аналитики начали подозревать, что схемы не ушли, а всего лишь плавно «перетекли» в другие сегменты рынка – например, в «ответственность» или «имущество». «Перетекание схем из страхования жизни в имущество происходит в течение нескольких лет», – подтверждает тенденцию заместитель генерального директора «Ренессанс Страхования» Николай Галушин.
К тому же сами страховщики не отрицают, что спрос на налогосберегающие механизмы со стороны предприятий остается высоким. «Бизнесу по-прежнему интересны как возможности ухода от налогов, так и возможности личного обогащения, например, в результате увеличения котировки по реальному страхованию, – говорит начальник отдела страхования имущества физических лиц РОСНО Артем Искра. – Предприятия не собираются отказываться от налогосберегающих механизмов и обращаются к страховщикам. Спрос на эти услуги можно снизить, к примеру, создав государственный контроль со стороны ФАС и ФССН, налоговых служб по отслеживанию сделок с тарифами гораздо выше среднерыночных или увеличив прозрачность налоговых льгот при страховании».
Между тем «оздоровление» рынка, по мнению руководителей некоторых компаний страховщиков, в конце концов отразится на клиентах. «Доходы, которые упускаются страховыми компаниями в связи с сокращением схем, будут компенсироваться за счет увеличения рентабельности бизнеса. Это приведет к росту тарифов», – считает президент Prime Insurance Никита Исаев.
Печальная жизнь
С 2003-го по 2004 год объем российского рынка страхования имущества вырос на 29% и составил 153,1 млрд руб. (включая страхование дач и загородных домов, квартир, офисов и складов, домашнего и офисного имущества, а также страхование легкового и грузового автотранспорта, грузов, авиационного и водного транспорта).
Правда, по оценкам Росстрахнадзора, на реальный бизнес приходится всего 30% от общего объема премии в этом сегменте. Ситуация с «жизнью» еще более печальная: 97% сборов по страхованию жизни, по мнению регулятора, приходится на «схемы». В первом квартале 2005 года тенденция сокращения «жизни» сохранилась. Однако сборы по страхованию имущества не выросли и остались на уровне прошлого года – 42,4 млрд руб. против прошлогодних 42,3 млрд руб.
Впрочем, если страховщики считают оценку Росстрахнадзора по реальной «жизни» верной, то о страховании имущества они готовы спорить. Так, руководитель центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец оценивает прошлогоднюю долю классического страхования имущества в 43% (в 2003-м она составляла 37%). Артем Искра считает, что на схемы приходится не более 40% сборов по страхованию имущества, а Николай Галушин предполагает, что этот показатель не превышает 50%.
Прийти к единому мнению ни страховщикам, ни регулятору, скорее всего, не удастся. «Непонятна методика выявления Росстрахнадзором схем в имущественном страховании, – говорит Никита Исаев. – Если в страховании жизни все относительно просто – достаточно выяснить, что сборы примерно равны или даже ниже выплат, – то определить долю реального страхования имущества или перестрахования гораздо сложнее».
Одной из ключевых тенденций как на страховом рынке в целом, так и в сегменте имущественного страхования сегодня является «отжатие воды», считает Алексей Зубец. По его мнению, рост реального имущественного страхования в прошлом году составил 38%, а в ближайшие годы этот показатель сохранится на уровне 25 – 30%.
При этом аналитики считают, что классическое страхование в ближайшие годы станет одним из быстроразвивающихся сегментов финансового рынка по отношению к экономике страны в целом. А высокие темпы роста «имущества» по сравнению с другими видами страхования обеспечит существенный запас незаявленного спроса.
Проблема состоит в том, что страховщикам все сложнее пользоваться этим ростом. «Цена выхода компании на рынок, удержания завоеванных позиций и обеспечения высокого качества сервиса увеличивается с каждым годом, а результаты от ведения этого бизнеса снижаются, – утверждает Алексей Зубец. – Поэтому в бизнесе не смогут удержаться мелкие несетевые компании: для того чтобы построить необходимую инфраструктуру, необходимы крупные инвестиции».
Второй основной тенденцией эксперты рынка считают изменение отношения населения к страхованию в целом. «Еще 2 – 3 года назад наши исследования свидетельствовали о том, что россияне считают этот вид бизнеса скорее инструментом обеспечения психологической уверенности. Сейчас большая часть населения видит в страховании экономически выгодный способ обеспечения защиты. А изменение мотивации потребителей влечет за собой увеличение объема рынка», – комментирует ситуацию Алексей Зубец.
Впрочем, предрекая рост классического страхования имущества, компании не отрицают, что в этот процесс будут вовлечены далеко не все сегменты рынка. Так, в последние несколько лет наибольшим спросом пользовалось автомобильное страхование (по КАСКО застрахованы примерно треть автомобилей), а также страхование квартир, загородных домов и офисных помещений. В ближайшее время эта тенденция, скорее всего, не изменится – по мнению Николая Галушина, в текущем году сборы по КАСКО вырастут на 40%.
Игра по-крупному
Российский рынок страхования крупного бизнеса по существу уже сложился. Сейчас полисы по имуществу есть у 80 – 90% холдингов. Поэтому темпы роста страхования рисков здесь невелики. «Резерв ускоренного роста страхования крупного бизнеса по большому счету исчерпан, – считает Алексей Зубец. – Сборы компаний по страхованию имущества крупных корпораций будут увеличиваться примерно на 15% в год».
Однако это не означает, что данный рынок уже окончательно поделен. Во-первых, несмотря на то что большинство холдингов имеют собственные кэптивные страховые компании, зачастую они делят риски сразу между несколькими страховщиками. Во-вторых, страховые компании выбираются по результатам тендеров. Предприятие может поменять страховщика и в связи с изменениями в структуре акционеров.
В отличие от крупного бизнеса рынок страхования малого и среднего предпринимательства предоставляет компаниям широкое поле для маневров. По словам Николая Галушина, в настоящее время свои имущественные риски застраховали менее 10% из более чем 1 млн таких предприятий.
Поэтому и рост в этом сегменте ожидается весьма существенный – от 30% в год. Аналитики считают, что наиболее острая борьба страховщиков за клиентов будет происходить именно в обслуживании малого и среднего бизнеса.
Помимо ОСАГО самыми востребованными продуктами у таких юридических лиц является добровольное медицинское страхование, КАСКО и имущество – офисы, производственные помещения, склады, товары на складе и т.д. Правда, если полисы обязательной автогражданки имеют около 80% предприятий малого и среднего бизнеса, то, по оценкам «Росгосстраха», помещения и находящееся в них имущество страхует втрое меньшее количество предпринимателей – порядка 25%, КАСКО – около 20%, грузы – 5%, ответственность – около 5%, и, наконец, риск перерыва в производстве – менее 1%. При этом 22% малых и средних предприятий не имеют полисов ни по одному виду страхования.
Впрочем, многим предприятиям просто не хватает средств на покупку полисов. А те, кто готов страховать риски, очень тщательно выбирают и компании, и продукты, при этом предъявляя высокие требования к экономической эффективности полиса. «Поведение предпринимателей похоже на поведение граждан, только первые более профессиональны», – говорит Алексей Зубец.
Гражданский рынок
Страхование граждан в последнее время является одним из наиболее динамично развивающихся направлений. На розничном рынке аналитики ожидают не менее жесткой конкуренции, чем в сегменте страхования малого и среднего бизнеса.
Признанным лидером продаж гражданам является страхование КАСКО. По прогнозам «Росгосстраха», в связи с уменьшением количества ввозимых в Россию новых иномарок (именно их владельцы являются основными потребителями добровольного автострахования) повышение сборов по страхованию КАСКО будет постепенно замедляться (напомним, что в прошлом году в Россию было ввезено более 350 000 новых иномарок стоимостью в среднем около $25 000, а прирост новых отечественных автомобилей составил более 1 млн). Так, в 2003 году объем страховой премии увеличился почти в два раза, в прошлом – более чем на 80%, а в этом году рост прогнозируется на уровне 50%.
Темпы развития страхования недвижимого имущества граждан гораздо менее впечатляющие: большинство опрошенных страховщиков говорят, что рост сборов составит порядка 20% в год. Дело в том, что риски, связанные с недвижимостью, не так очевидны для людей, как автомобильные. Поэтому разрыв между темпами роста страхования КАСКО и жилья в ближайшее время останется довольно значительным.
Несмотря на строительный бум, который постепенно смещается из Москвы в регионы, пока граждане чаще страхуют жилье по необходимости (например, когда берут ипотечный кредит), чем в добровольном порядке. Учитывая, что повышение ипотечного и потребительского кредитования составляет 20 – 30% в год, можно предположить, что страхование кредитов будет развиваться такими же темпами. Что же касается добровольного приобретения полисов, то, по оценкам Николая Галушина, сейчас в России застраховано не больше 10% квартир и загородных домов, и пока предложения страховщиков значительно опережают спрос со стороны населения.
Основная часть собранной премии по жилью приходится на страхование дорогих и неохраняемых домов, а также загородных дач. По данным «Росгосстраха», в настоящее время застраховано около 40% загородных владений, что является очень высоким показателем для России.
Впрочем, чем дальше от центра, тем меньшей популярностью пользуется страхование. Так, в Подмосковье, по словам Артема Искры, застраховано больше 80% загородных строений. А в отдаленных от центра городах и селах застрахованных домов – единицы, говорит Николай Галушин. При этом рынок подмосковных загородных строений растет на 20 – 30% в год, региональный – на 10 – 15%.
По мнению аналитиков, наиболее жесткая конкуренция в страховании имущества физических лиц наблюдается именно в сегменте загородных строений. Пытаясь расширить клиентскую базу, страховщики не только наращивают агентские сети, разрабатывают новые продукты и специальные условия страхования, но даже борются за клиентов в прямом смысле этого слова. Недавно обозреватель «Ко» стала свидетелем небольшой потасовки, устроенной двумя представительницами конкурирующих организаций на соседнем дачном участке, владелец которого только что закончил строительство огромного трехэтажного дома.