In Car We Trust
Автомобильная промышленность США настолько всеобъемлюща и велика, насколько причудлива и нетрадиционна на взгляд постороннего наблюдателя. Можно с уверенностью сказать, что мы американской автопромышленности совершенно не знаем, а те немногие автомобили, которые попадают в Россию, являются лишь видимой верхушкой айсберга, имя которому - автомобильная Америка. И познакомиться с этой Америкой можно только и исключительно на территории Соединенных Штатов.
Хотя автопромышленность США в результате японского наступления откатилась на второе место в мире по количеству производимых машин, американский автомобильный рынок своими масштабами потрясает воображение. Только здесь может существовать одна-единственная модель, годовой объем сбыта которой равен годовому же объему производства такого в общем немаленького автозавода" как АвтоВАЗ (полноразмерный пикап Chevrolet серии C/K). Только сюда стремятся производители со всего мира: работа на американском рынке - это как знак качества; ради этого рынка запускаются новые марки (Lexus, Infiniti, Acura) и новые модели (из последних - VW New Beetle и Mercedes ML-класса), которые только после проверки Америкой расходятся по дорогам остального мира.
Сейчас автопромышленность США представляет собой сложный конгломерат, в котором взаимодействуют три национальные компании (General Motors, Ford Motor и с недавних пор немецко-американская DaimlerChrysler), практически все японские производители, в последнее время появляются местные производства европейских фирм (Mercedes-Benz, BMW). Картину нужно дополнить еще и совместными американо-японскими заводами в США и сборочными производствами в географически близких Канаде и Мексике (VW собирает New Beetle как раз в последней). Прибавьте сюда немалое количество импортируемых в Штаты практически из всех мировых центров автомобилестроения готовых машин (исключение составляют Франция и Италия, так как автопродукция этих стран в Америке спросом не пользуется) - и вы получите картину огромного американского авторынка, на котором уживаются похожие на наши грузовики пикапы Chevrolet и небольшие даже по европейским меркам американо-японские хэтчбеки Swift, роскошные английские Aston Martin и скромные корейские Hyundai.
В последние годы американцы сильно полюбили внедорожники и пикапы (последние они любили давно, но с начала 90-х годов волна мода на пикапы распространилась с фермеров на вполне урбанизированных городских жителей). Эти классы машин занимают все большее место в американском автопарке, а удельный вес обычных легковых машин сокращается. Всемирную моду на внедорожники тоже завели американцы,. и она через известную высоким уровнем жизни Швейцарию попала в Старый Свет. Теперь, вероятно, на очереди пикапы, но ощутимого увлечения этими грузовичками в Европе не чувствуется. Во всяком случае пока.
Российское представление об американских машинах зиждется на некоторых образцах, официально поставляемых в Европу (американские автопроизводители продают в Европе и соответственно в России сильно урезанный модельный ряд - об этом ниже). Это главным образом чемоданистого вида огромные седаны да многочисленные американские внедорожники. Дорогие машины в небольшом числе представлены Cadillac и Lincoln, а также Lexus, который с некоторой натяжкой можно считать американской маркой, ибо разрабатывались эти машины японцами в первую очередь под требования американской публики.
Сумма технологий
Конструктивно американские автомобили представляют собой сумму требований местного потребителя, помноженную на особенности национального менталитета. Попробуем, перефразируя известный афоризм, разобраться, что американцу хорошо, а что русскому смерть.
Двигатели отличаются огромным рабочим объемом при сравнительно небольшой отдаче мощности. Делается это для увеличения рабочего ресурса двигателя без ремонта (чрезмерная форсировка, чем увлекаются и европейцы, и японцы, объективно сокращает срок службы мотора), а также еще и потому, что бензин в Штатах нынче дешевый. Резоны и для России довольно основательные (разве что бензин в последнее время имеет тенденцию дорожать), только вот незадача - таможенные пошлины у нас взимаются с объема двигателя, что делает "американок" абсолютно неконкурентоспособными. Получается, как в шутке "Русского радио": "джип-внетаможник".
Чрезвычайно мягкая подвеска и "тупое" рулевое управление (это когда два раза полностью провернул баранку, а машина едва заметно изменила направление - утрированно, конечно). У Штатах значительное время автомобиль проводит на хайвеях, где равно сложно найти и выбоины, и крутые повороты. У нас и того и другого в избытке, а омерзительное колыхание американской машины на отечественных ухабах автора, например, страшно раздражает - чувствуешь себя в плавсредстве. Американские подвески в России имеют обыкновение умирать сразу и насмерть, и если вы, убаюканные прежней мягкостью, проспали этот момент, то удары передаются уже на кузов. После чего и он умирает.
Автоматическая коробка передач и почти обязательный круиз-контроль (поддержание заданной скорости автоматически, дабы правая нога американского гражданина могла воспользоваться конституционным правом на отдых). Происходит опять-таки из-за частой езды по длинным хайвеям без светофоров и связанных с ними пробок. Если не строить из себя автоэстета и "активного драйвера", то подавляющему числу людей автоматическая коробка нравится. Другой вопрос, что большинство российских автолюбителей никогда не пробовали машины с "автоматом" и потому подсознательно их боятся; ну а если бы попробовали, то с высокой долей вероятности преимущества АКПП оценили бы. Есть только один минус: автоматическая коробка довольно дорога в ремонте, не терпит буксирования на тросе, а ее стоимость составляет изрядную долю стоимости всей машины (прикиньте, во сколько обойдется замена из-за вытекшего масла).
Богатая внутренняя отделка ("кожа-рожа", засилье электроприводов, обязательные подстаканники, которые выскакивают как черт из табакерки, и проч.). Проистекает из-за любви к комфорту. Тут мы с американцами едины, возражения возможны только субъективные: скажем, весьма популярный в "американках" красно-бурый цвет передней панели, сидений и внутренней отделки дверей натолкнул одного моего знакомого на мрачную шутку о том, что в этих машинах удобно людей убивать - следов крови не видно. Вообще если приглядеться повнимательнее, то становится очевидно, что отделка обычно сделана не очень аккуратно, а дорогая кожа может соседствовать с дешевеньким пластиком, но это уже придирки - для своей цены американские машины оснащены очень и очень недурственно.
Качество сборки. Сами американцы самокритично считают его небезукоризненным, отдавая пальму первенства японцам. Нам бы их проблемы! Японцы, безусловно, впереди планеты всей, да и немцы, видимо, по этой части американцев опережают (хотя в последние несколько лет случаются справедливые нарекания и на немецкое качество), но безусловно, что американцы, если это касается сборки автомобилей, стоят выше итальянцев и англичан.
Вот такой получился пирог. Или, если хотите, гамбургер.
Премьеры не будет!
Нынешний российский авторынок по уже упомянутой причине фискального толка не дает американцам практически никаких шансов на продажи, особенно если речь идет о "честной" растаможке. Сборы с "кубика" рабочего объема сводят на нет ценовые преимущества американских автомобилей - они при сравнимых характеристиках вообще-то гораздо дешевле европейских, но только на тех рынках, где методика исчисления пошлины отличается от нашей.
Посему продажа "американок" в более-менее значительных масштабах остается уделом "серых" дилеров, растаможивающих машины на льготников. Есть и еще одна причина, благоприятствующая "серому" сектору рынка: в Россию многие американские модели либо официально вовсе не поставляются, либо поставки начинаются со значительным после начала производства модели опозданием.
Тут есть одна особенность: поскольку американские машины в массе своей многолитровы, тучны и полноразмерны, то покупают их (даже с учетом экономии на "левой" растаможке) в основном люди состоятельные. Этой публике, как наиболее платежеспособному потребительскому сегменту, совершенно неохота ждать по два-три года, когда производитель чухнется и начнет официальные поставки: они готовы отдать деньги за понравившуюся машину прямо сейчас. Вот тут и появляется "серый" дилер и ведет разомлевшего клиента под белы руки на какой-нибудь стадион "Динамо" (здесь и напротив - на стадионе Юных Пионеров - находятся по крайней мере три салона, торгующих внедорожниками, среди которых почетное место занимают "американцы"). А там - чего только нет! Expedition или новый Grand Cherokee - пожалуйста, за год-полтора до первой официальной поставки. Cadillac Escalade или GMC Yucon Denali - только у нас, поскольку официально эти машины в Россию не будут завозиться никогда. Здесь же поставляемые только в США японские Lexus LS 470 и RX 300, первые Mercedes ML 430 - все сливки внедорожного мира переливаются хромом и "металликом" под хмурым московским небом. Похоже на ситуацию в видеобизнесе: еще до премьеры в Штатах кассеты с новинкой продаются в каждом столичном переходе, а к моменту выхода российской лицензионной кассеты фильм давно просмотрен и прочно забыт.
А что официальный дилер? Жует сопли, подсчитывает убытки и звонит в штаб-квартиру с глупым вопросом: "Когда начнутся официальные поставки?" "Да никогда, - отвечают ему, - поставки в Европу компанией не планируются". Да и действительно, зачем забивать голову какой-то Россией, когда у компании под боком такой огромный рынок. Американский.