Индо-Китай. Ничего личного, только бизнес?
Сегодня, когда в условиях тысяч дискриминационных санкций, разрыва десятилетиями налаженных торгово‑экономических связей Россия решает сложнейшие задачи по обеспечению своего технологического, экономического и в конечном счете национального суверенитета, возникает естественный вопрос — а поможет ли нам кто-то? И прежде всего, те страны, которым в прошлом, много десятилетий назад, помогали мы. Могут ли Китай и Индия помочь России создать современные производства, устранить ее технологическое отставание по ряду направлений, ликвидировать зависимость России от импорта из недружественных стран? Смогут ли и захотят ли? Вспомним, как помогали им мы, и на что теперь можем рассчитывать взамен. Об этом — в материале Андрея Кушниренко, советника главы отдела экономики аппарата СНГ.
Русский и китаец братья навек?
1 октября 1949 года была провозглашена Китайская Народная Республика, и СССР стал не только первой страной в мире, признавшей КНР, но и на последующие 15 лет превратился в главного донора ее экономики, промышленности и науки. Помощь Советского Союза Китаю осуществлялась прямыми золотовалютными кредитами (зачастую безвозвратными), безвозмездными поставками промышленного оборудования и вооружений, отправкой в Китай десятков тысяч научно-технических и военных специалистов и преподавателей (причем их работу в Китае оплачивал СССР), подготовкой в Советском Союзе китайских студентов и военных курсантов также за счет советского бюджета.
Советский Союз безвозмездно делился с Китаем и новейшими технологиями. Автор этих строк застал в 1964–1965 годах китайских студентов, завершавших свое обучение в МИФИ — главной кузнице кадров атомной отрасли. Точные цифры советской помощи Китаю отсутствуют, но по расчетам, за весь период 1950–1964 годов они составили несколько десятков миллиардов долларов в ценах того времени. Это означает, что СССР ежегодно отдавал Китаю 1% своего ВВП.
Почему Сталин принял такое решение? Очевидно, потому, что с созданием КНР лагерь стран социализма увеличился сразу на 450 миллионов человек и объединял теперь почти треть человечества. Союз с КНР стал важнейшим в стратегии СССР в первые десятилетия после Второй мировой войны.
Но чтобы этот союз был действительно крепким и непобедимым, необходимо было поднимать мощь отсталого по всем параметрам в те времена Китая. Так это виделось тогда и из Москвы, и из Пекина. Во всех выступлениях Мао Цзэдуна в период, как говорят в Китае, «счастливого десятилетия» (1951–1960 годы) красной нитью проходит мысль, что только построение новой экономики является необходимой предпосылкой создания сильной державы и обретения Китаем подлинного суверенитета.
В результате Советским Союзом за свой счет были построены 156 крупных промышленных объектов, в том числе Аньшанский металлургический комбинат, Беньсинский металлургический комбинат, Уханьский металлургический комбинат, заводы ферросплавов и специальных сталей, молибденовые, вольфрамовые и ванадиево‑титановые комбинаты, заводы по производству азотных удобрений, алюминиевые комбинаты, 20 тепловых электростанций, автомобильные и станкостроительные заводы. Еще свыше 1000 средних и мелких предприятий было построено китайской стороной, но с помощью Советского Союза.
Важно подчеркнуть, что такое сотрудничество было все-таки взаимовыгодным. В СССР по низким ценам без расхода золота и валюты поступало ценное сырье, редкие и редкоземельные металлы, уран, каучук, товары народного потребления.
В 1960–1970‑е годы пути Китая и СССР временно разошлись. Но уже в конце 70‑х годов новый руководитель КНР Дэн Сяопин начал поднимать Китай с того уровня, на котором он был к моменту прекращения советской помощи. Опираясь именно на этот фундамент, он создал современный Китай. Сегодня Китай — вторая экономика мира.
Изменилось и положение России. Возможен ли теперь обратный процесс? Попробуем взглянуть на российско-китайское сотрудничество в условиях 2023 года со стороны Китая.
Для устойчивого экономического роста Китаю, прежде всего, необходимы рынки сбыта. И сегодня, когда у него на рынках США и ЕС возникают проблемы, интерес к российскому рынку возрастает. Не случайно поэтому в 2022–2023 годах товарооборот торговли Китая с Россией быстро увеличивался (на 52% за первые 5 месяцев 2023 года). Нет сомнений, что по итогам года величина товарооборота превысит $200 млрд. Хотя это далеко не $1,6 трлн совокупного оборота Китая с США и ЕС за 2022 год.
Также для устойчивого экономического развития Китаю необходимы поставки энергоресурсов, металлов и продовольствия.
Россия — фактически один из важнейших источников продовольственных товаров, сырья и энергоресурсов для Китая. Из-за санкций и потолка цен на российскую нефть ценность нашей страны для Китая в этой связи даже повышается. Учитывая это, Китай в современных непростых для России условиях открыл для нее свои ранее закрытые внутренние рынки нефтехимии и продовольствия._
Еще Россия остается для Китая важным источником результатов научно-технических достижений в ряде сфер фундаментальной науки.
Ну и конечно, Россия — стратегический партнер и союзник Китая в его борьбе за многополярный мир с США и их союзниками. Но доводить противостояние с США до крайней точки Китай не собирается. А вот северный сосед сейчас это делает. Значит, надо ему помогать в поставках чувствительных товаров. Означает ли все это готовность Китая начать строительство в России крупных современных производств в ключевых сферах науки и техники или все ограничится автозаводами крупноузловой сборки? Что еще остается России в рамках взаимодействия с Китаем? Для ответа на этот вопрос стоит знать некоторые особенности китайского менталитета.
Китай не будет решать за вас ваши проблемы, но и не станет мешать, если вы будете решать их сами. Если вы не знаете, как это сделать, то приходите, спрашивайте, учитесь. Но имейте в виду, что направляемые в Китай специалисты и молодежь, помимо заимствования китайского опыта и знаний, могут стать проводниками китайской политики.
Китай готов работать с вами над решением ваших проблем, но его прибыль от этих проектов должна быть хоть ненамного выше, чем у вас. Таким образом, многосотмиллиардные инвестиции, которые Китай делает за рубежом, направлены, прежде всего, на решение нужных ему задач. Так, покупая большие объемы пахотных земель (в том числе и на Украине), он гарантирует поставки на китайский рынок требуемых объемов сельскохозяйственного сырья. Приходя в страны Африки и Центральной Азии, вкладывая деньги, покупая и развивая различные сектора добывающей промышленности, Китай уже создал свою, независимую от поставок от других стран, сырьевую империю.
Для обеспечения своей внешнеэкономической деятельности Китай вложил свыше $300 млрд в проект «Один пояс — один путь» по созданию независимой транспортно-логистической инфраструктуры, вершиной которой стала покупка на корню греческого порта Пирей.
Поэтому приходить к Китаю надо не с просьбами, лозунгами и воспоминаниями, а с готовыми, конкретными проектами. Так, большой интерес Китая вызвали проекты поставок СПГ по Северному морскому пути и вообще комплексное развитие этой независимой транспортной магистрали, а также проект «Нового сухопутного зернового коридора». Таким образом, при соблюдении указанных подходов рассчитывать на помощь со стороны Китая можно. И конечно, следует:
-
направлять в крупных масштабах своих специалистов и студентов для обучения и заимствования китайского опыта,
-
наращивать закупки необходимых нам товаров в Китае («поворот на Восток»),
-
наращивать параллельный импорт товаров третьих стран через Китай.
Ход индийским слоном
А что же Индия — ныне третья по величине и наиболее быстро развивающаяся экономика мира? Советский Союз установил дипломатические отношения с Индией 13 апреля 1947 года, еще до обретения страной независимости. Интенсивное сотрудничество с Индией СССР начал в 1955 году, после того, как состоялся визит Джавахарлала Неру в Советский Союз и ответный визит Никиты Хрущева в Индию. СССР предпринял тогда, пожалуй, наиболее успешную попытку установить тесные отношения со странами Третьего мира.
В свою очередь Неру подчеркивал, что Индия должна выстраивать тесные и дружественные отношения с Советским Союзом. Он глубоко верил в Советский Союз, который последовательно оказывал Индии ценную политическую, дипломатическую и стратегическую поддержку как на двусторонней основе, так и на международных форумах по Кашмиру, португальским анклавам и другим ключевым для национальных интересов Индии вопросам. Именно дипломатическая и материальная поддержка со стороны Советского Союза позволила Индии успешно противостоять «Западному» Пакистану и осуществить в 1971 году на территории «Восточного Пакистана» (Восточной Бенгалии) операции, которые привели к созданию Бангладеш.
Все это зиждилось на крепких экономических отношениях. Начиная с 1955 года Индия получала от СССР щедрую помощь для осуществления индустриализации, развития обороны, космических исследований и атомной энергетики. Испытывая дефицит капитала, иностранной валюты и технологий, Индия оценила дешевые советские кредиты на инфраструктурные проекты, которые можно было возвращать в рупиях, надежную, качественную и доступную по цене военную технику, также в кредит; ключевые ресурсы — нефть, нефтепродукты, удобрения, металлы, оплачиваемые большей частью по бартеру.
Некоторые государственные индийские компании, конкурентоспособные на мировом рынке, такие как BHEL, Oil and Natural Gas Corporation, Hindustan Aeronauticus, а также вся сталелитейная промышленность были созданы при помощи СССР. С участием Советского Союза в Индии к началу ХХI века было построено примерно 70 крупных промышленных предприятий в базовых отраслях. Они давали стране около 40% стали и чугуна, производили почти 80% металлургического оборудования, более 10% электроэнергии, значительную часть нефтепродуктов и каменного угля. А начиналось все в глухомани, где посреди степи в Бхилаи, а затем и в Бокаро с нуля СССР возводил крупнейшие металлургические комбинаты. Сотрудничество было выгодно и для нашей страны. Именно поставки машиностроительного и технического оборудования в Индию показали и доказали конкурентоспособность советской продукции. А СССР получил возможность за рупии или по бартеру получать товары народного потребления без затрат твердой валюты.
С завода антибиотиков в Ришикеше, построенного СССР, началась современная индийская фармацевтика. В свою очередь, Советский Союз открыл свой рынок для индийских дженериков. Дети 1970‑х выросли на индийских Liv-52 и «Аллохол». Сотрудничество СССР и Индии охватывало черную и цветную металлургию, нефтепереработку машиностроение.
Активно развивались кредитно-компенсационные сделки, при которых предоставленный советской стороной кредит оплачивался продукцией построенного комбината по согласованным сторонами ценам и количествам.
Уже в наше время Россия построила два блока АЭС в Индии. Ведется строительство еще двух блоков. От 50% до 70% боевой техники Вооруженных сил Индии — российского происхождения.
А что же происходит сегодня? С началом СВО на Украине торговля России с Индией резко возросла. Для экономики Индии, увеличивающейся на 6–7% в год, очень важны энергоресурсы и, что самое важное, дешевые энергоресурсы. Это в свою очередь позволяет России преодолевать многие санкционные барьеры на товары ее экспорта. Объемы поставляемой, хоть и с дисконтом, в Индию российской нефти уже сравнялись с досанкционными поставками ее в Евросоюз. Еще в ряде случаев (например, фосфорные удобрения, сталь, уголь) Индия стала основным покупателем российских товаров, от которых отказалась Европа. При этом Индия намерена и далее сохранять дружественные отношения с Россией, даже находясь под давлением США. Ключ к пониманию этой логики лежит в древней индуистской поговорке: «Весь мир — одна семья». Ну а можем ли мы рассчитывать на какую-то экономическую помощь со стороны Индии помимо обычных товарообменных операций? И на что сможем потратить горы полученных за энергоресурсы и другой экспорт рупий, которые практически невозможно конвертировать в другую валюту?
Надо иметь в виду, что инвестиционная активность Индии за пределами страны не очень велика и сосредоточена в основном в области добычи энергоресурсов. Бóльшая часть инвестиций осуществляется в самой стране для обеспечения социальной стабильности полуторамиллиардного населения Индии и повышения его уровня жизни. Кроме того, производство во многих секторах промышленности осуществляется по зарубежным, в основном японским лицензиям и франшизам, что затрудняет его перенос за рубеж. Тем не менее представляется важным и интересным развитие сотрудничества России с Индией в части:
-
роста поставок в Индию российских подсанкционных экспортных товаров, а также систем вооружений, получающих дополнительную рекламу в случае успешных действий России в рамках СВО,
-
наращивания параллельного импорта в Россию через Индию,
-
развития кооперации в ИТ-сфере — как программирования, так и в ряде отраслей микроэлектроники, перемещаемых западными компаниями в Индию как в страну с очень дешевой рабочей силой,
-
поставок в Россию индийских запчастей и компонентов к транспортным средствам, отличающихся достаточно высоким качеством,
-
поставок в Россию индийских лекарств и при необходимости легкового и коммерческого автотранспорта.
Пока же реальность взаимодействия с Китаем и Индией, к сожалению, демонстрирует систему «ниппель»: российское сырье туда входит, деньги и технологии в нашу страну не приходят. Вернее, приходят товары из Китая, а из Индии не могут прийти даже оплаченные за нефть деньги, так как рупия не свободно конвертируема валюта.
Построенные когда-то СССР сотни заводов в этих странах, которые способствовали их индустриализации, может, и отзываются благодарностью в душе китайских и индийских патриотов, но абсолютно не являются гарантией обратного процесса. Эти страны ситуативно получают от России ресурсы, которые им обходятся дешевле, чем для всего остального мира. И на этом все. Индия технологически помочь России не может, Китаю это не особо нужно. Идеальная ситуация для этих стран — поддержание статус-кво: дешевые ресурсы от России и рынки сбыта для своих продуктов в России.
Для того чтобы получить от этих стран действительно нужное, Россия как минимум должна формализовать списком свои «хотелки». Будь это на уровне правительства или на полуформальном уровне ТПП и РСПП. Но пока ни про «список необходимого», ни про технологическую помощь в ключевых областях ничего не слышно. Видимо, пока не до этого.