Top.Mail.Ru
мнения

Инфляция стартует через месяц

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

По итогам 2020 года инфляция на российском рынке товаров может составить 3,8 % против ожидаемых 4,7 %. Об этом говорят данные консенсус-прогноза НИУ ВШЭ, опубликованные конце августа. По информации Росстата, в годовом выражении инфляция по итогам августа составила 3,6 %. Журнал «Компания» узнал у экспертов, увеличатся ли расходы россиян в ближайшие месяцы и какие позиции товаров — самые уязвимые.

Математический аппарат Росстата устарел и не соответствует современным вызовам. Он мониторит цены на полке, которые не учитывают промоакции и скидки, считает генеральный директор и основатель компании INFOLine Иван Федяков:

«Раньше у нас была регулярная цена, и бутылка минералки могла стоить 50 рублей, и только на короткий срок по акции она могла быть на 20–30 % дешевле. Регулярная цена становится величиной вторичной, а цена со скидкой — постоянной. Не совсем логично учитывать в расчетах регулярную цену. Поэтому модель подсчета динамики цен от Росстата — недостаточно эффективная. Инфляция сейчас серьезно снизилась, и волатильность цен почти отсутствует, погрешность в 1–2 % – это не так критично. Раньше за год она достигала 15–20 %. 

В будущем многое будет зависеть от колебаний курса валют, при ослаблении рубля мы ожидаем рост стоимости импортной продукции — фруктов, вин, алкоголя.

Также в прошлом году подняли ставку НДС, поэтому сразу 2 % пришлось заложить на удорожание. Производители и дистрибьюторы сталкиваются с ростом затрат. Очень много издержек, связанных с регулированием и контролем, приходится закладывать производителями продукции, особенно продуктов питания, где маржинальность не особо высокая.

Август, сентябрь и октябрь в России — традиционно дефляционные периоды, но в этом году цены стоят на месте, дефляции нет. Это тревожно и может свидетельствовать о предстоящем росте цен глубокой осенью. Когда мы вынуждены будем перейти на импортную продукцию, негативные факторы будут проявляться активнее. Мы предполагаем, что в этом году заявленный прогноз правительству выдержать будет сложно — наверное, цены поднимутся выше ожидаемого диапазона, на 5–6 %».

Опросы «ИнФОМ» («Фонд Общественное Мнение». — Прим. ред.), проводимые по заказу ЦБ РФ, показывают, что население обычно оценивает темпы роста потребительских цен существенно выше официальных данных по инфляции, говорит руководитель отдела макроэкономического анализа ГК «ФИНАМ» Ольга Беленькая:

«По данным опроса, проводимого с 28 августа по 9 сентября, медианная оценка наблюдаемой населением инфляции за последние 12 месяцев составила 9,4 %, увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем на 0,2 п. п. (процентного пункта. — Примеч. ред.). Медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции в сентябре составила 8,9 %, что на 0,1 п. п. выше значения августа. Это выше мартовских значений, но ниже средних значений 2019 года.

В августе, несмотря на сезонное снижение цен на продовольственные товары, ожидаемой дефляции не произошло, поскольку подорожали непродовольственные товары и услуги, в том числе связанные с внутренним туризмом (санаторно-оздоровительные услуги, внутренние авиаперелеты).

На динамику цен оказали влияние восстановление потребительского спроса и ослабление рубля. После пандемии спрос и производственные возможности восстанавливаются неравномерно, ослабление рубля с марта привело к увеличению закупочных цен импортных товаров и комплектующих. По ряду непродовольственных товаров были перебои в поставках из-за глобальных карантинных ограничений. По мере восстановления спроса это ценовое давление постепенно переносится в отпускные цены.

В сентябрьском опросе «ИнФОМ» респонденты чаще, чем в начале августа, говорили о значительном росте цен на одежду, обувь, что может быть связано с подготовкой к новому учебному году. Однако респонденты реже упоминали рост цен на фрукты и овощи, что неудивительно с учетом сезонного увеличения предложения.

В целом данные показывают, что активное восстановление спроса замедляется, что должно постепенно привести к более сдержанным темпам инфляции, но основной риск — резкое снижение курса рубля.

По мнению ЦБ, по итогам 2020 года инфляция будет находиться в интервале 3,7–4,2 % (по нашим оценкам — в районе 3,9–4 %); по итогам 2021 года — 3,5–4,0 %, далее стабилизируется около 4 %».

Заведующий Научно-учебной лабораторией «Исследование проблем инфляции и экономического роста» НИУ ВШЭ Владимир Бессонов не видит повода не доверять официальной статистике:

«Я осведомлен о процессе подготовки таких индексов. Можно говорить о каких-то нюансах, но серьезных искажений нет. 

Если смотреть на происходящее в последние месяцы, то закончилось лето, началась осень, поэтому снижены цены на товары плодоовощной группы. Сейчас пойдет обратный процесс — рост цен на фрукты и овощи. Всё это сезонные колебания. В последнее время наблюдается волатильность на валютных рынках, что повлияет на стоимость зарубежных продуктов из-за роста курса доллара. Однако импортозамещение происходит удачно, поэтому в целом потребитель влияние валютного курса не сильно заметит. Подорожает компьютерное оборудование, бытовая техника и электроника, но подорожание будет постепенным. 

Динамика цен зависит от тех событий, которые еще не произошли. Если возникают шоки — например, вторая волна коронавируса — соответственно, возможны какие-то ограничения. У нас весной ограничения много на что повлияли, вместе с тем я не ожидаю катастрофического влияния, прогнозы ЦБ РФ — 4 % в среднесрочной перспективе, и в этом году мы укладываемся в это значение. 

Когда весной начинался коронакризис, было много панических прогнозов. Но мы не увидели серьезного роста инфляции. Если со второй волной появятся какие-то ограничения, то масштаб их влияния на потребительские цены будет аналогичным, если, конечно, ограничительные меры окажутся такими же».

В настоящий момент наблюдается дефляция на продовольственную продукцию, говорит доцент кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Казанцева:

«Основной вклад в отрицательные значения прироста цен на продовольственную продукцию сделало уменьшение цен на плодоовощную продукцию, которое наблюдается с мая и достигло максимума в августе.

На непродовольственные товары прирост цен с мая немного выше базового уровня инфляции. В начале года наблюдалась противоположная ситуация. Если говорить про отдельные категории товаров, то на хлеб и хлебобулочные изделия имело место несвойственное сезону повышение цен в июне.

С февраля по апрель росли цены на мясо, рыбу, морепродукты, птицу, крупы и бобовые изделия, но с мая последовало снижение цены. 

На молоко и молочную продукцию было небольшое повышение цен с января по февраль, потом цены упали, а в августе снова начался их рост.

Можно сделать вывод, что основным фактором, влияющим на такие колебания цен, была пандемия и сопутствующая ей самоизоляция населения, что привело к повышенному кратковременному спросу на товары, пригодные для длительного хранения, а также на товары, стоимость которых сильно зависит от валютных курсов и покупка которых была связана с ожиданием повышения цен на них. Отдельно следует остановиться на компьютерах и сопутствующих им товарах, чьи увеличенные продажи были связаны с переходом на дистанционное обучение и работу.

Сейчас пандемия также является ключевым фактором при формировании рыночных цен. Если будет осуществлен массовый перевод на удаленную работу и дистанционное обучение, то опять вырастут цены на определенные категории товаров, такие как мясо, птица, рыба, морепродукты, крупы и макароны. 

Ожидаемо сезонное увеличение цен на плодоовощную продукцию и на товары, которые либо поставляются из-за рубежа, либо имеют в своем составе импортные комплектующие. Это связано с курсом рубля к доллару и евро».

Еще по теме