Top.Mail.Ru
архив

Информация без защиты

 

«Крестовые походы» на знаменитую «Горбушку» случаются до сих пор. Так, за лето 2010 года рынок посетили представители ГУВД, прокуратуры, ФСБ, УБЭП и Росгоспожнадзора. По результатам проверок было изъято 26 000 нелицензионных дисков и выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности. В итоге «Горбушка» в какой-то момент оказалась под угрозой закрытия. Однако, по словам экспертов, в основном борцам за авторские права сейчас не до рынка: «физических» пиратов постепенно вытесняют виртуальные. От решения этой глобальной проблемы зависят все будущие заработки правообладателей. К вопросу пока на словах, но очень активно подключились власти: защита интеллектуальной собственности – один из краеугольных камней вступления в ВТО. Борьба же с «физическим» пиратством, с которым технически воевать гораздо проще, тем временем тихо спускается на тормозах.

 

Отпустить «по накатанной»

Решить проблему контрафакта в течение десяти лет помогало ГУП «Информзащита», созданное в 1999 году на основании постановления правительства Москвы «для проведения работы по присвоению защитных идентификационных знаков». Эти знаки предполагалось наклеивать на видео- и аудиопро­дукцию, а также на компьютерные информационные носители, лазерные и компакт-диски. Однако в основном организация занималась проведением исследований и экспертиз по выявлению контрафакта, а также его утилизацией. Более того, предусматривалось даже создание мобильных постов «Информзащиты» в торговых комплексах и на рынках. По словам гендиректора продюсерской компании «Монолит» Антона Пронина, «Информзащита» запомнилась рынку в связи с введением несколько лет назад «марки правообладателя», которой должна была оклеиваться легальная продукция. «Была разработана специальная сложная процедура ее получения и оклейки, связанная с предоставлением всех правоподтверждающих документов и их экспертизы», – поясняет Антон Пронин. По его мнению, нововведение доставило много хлопот правообладателям, но принципиально ситуацию с пиратскими физическими носителями в Москве не изменило. Как вспоминает директор по маркетингу сети «Пурпурный легион» Александр Лоевский, спустя некоторое время эти «акцизные марки» появились в продаже на той же «Горбушке» «по 10 рублей километр».

В августе 2010-го деятельность ГУП была приостановлена в связи с отсутствием финансирования. В наследство от него остались склады с изъятыми нелегальными носителями и промышленным оборудованием для их производства. «Еще в 1990-е годы «Информзащита» выполняла определенные функции, достаточно активно работала с заводами, проверяла у них диски, договоры и прочее, то есть вносила свою лепту. Были даже случаи, когда у меня просто имелась информация, что собираются печатать диск с записями моих правообладателей, и меры принимались молниеносно – все блокировалось», – вспоминает управляющий партнер юриди­ческого бюро «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева. Однако, по ее словам, затем активность структуры начала сходить на нет. Чем занималось ГУП в последние восемь лет, эксперт не знает. По мнению Антона Пронина, хотя эффективной деятельность «Информзащиты» можно назвать с большой натяжкой, ее закрытие однозначно выгодно торговым комплексам и рынкам типа «Горбушки». Часть функций «Информзащиты» по проведению экспертиз аудиовизуальной продукции, а также по хранению и уничтожению контрафакта столичные власти передали другому ГУПу – ЦИАТ (Центр информационно-ана­ли­тичес­ких технологий), основным направлением деятельности которого являются информационно-аналитические исследования по вопросам экономической и финансовой безопасности, а также информационно-техни­ческое обеспечение деятельности правительства Москвы.

По мнению участников рынка, экспертиза в этом вопросе совсем необязательна. «Уровень распространения контрафактной аудиовизуальной продукции в России предельно высок, а оборот фальсифицированной аудио- и видеопродукции составляет более 70%, поэтому вряд ли уместно говорить о том, что факт передачи вышеуказанных функций от одного государственного предприятия другому будет иметь определяющее значение для теневого рынка», – рассуждает юрист компании «Юков, Хренов и партнеры» Рустам Батыров. По убеждению Антона Пронина, ситуация с пиратством зависит больше не от ГУПов, а от эффективных действий правоохранительных органов в тесном сотрудничестве с правообладателями, и если бы связка правообладателей с милицией грамотно работала, никакие ГУПы не были бы нужны.

 

Ключи от завода

По словам экспертов, заработки «физических» пиратов уменьшаются с каждым днем, однако списывать их со счетов еще слишком рано. К интернет-пиратам «перекочевывают» в основном жители городов-миллионников, но остаются регионы, где сохраняются сложности с Интернетом и на «нелегальщину» по-прежнему приходится более 60% рынка. При этом производством нелицензионной продукции в том числе занимаются и сами легальные заводы, в основное время выпускающие «правильные» диски. К примеру, по данным опрошенных «Ко» специалистов, нелегальные диски изготовителя под названием «Киномания» по качеству сложно отличить от оригинала. «Поскольку эта деятельность приносит огромные деньги, то есть очевидный интерес в том, чтобы она продолжалась, а если пиратство приносит деньги, оно дает возможность обеспечить этот бизнес, защитить его от правоохранительных органов», – рассуждает Ирина Тулубьева.

По словам Александра Лоевского, 26 000 дисков, изъятых на «Горбушке», – «это смех и грех». «Как могли бы рассуждать ответственные лица: стоит человек с поддельными дисками в метро – значит, полицейские в курсе, из чего следует, что они либо плохо работают, либо в доле. Но все уже махнули рукой на пиратство. Было бы желание – и 20 лет назад это можно было бы устранить одним росчерком пера, как сейчас сделал Сергей Собянин с палатками. Но сегодня «Горбушка» – это вчерашний день, можно купить нелегальные диски и через Интернет», – поясняет эксперт. По словам Антона Пронина, правообладатели устали надеяться на изменения в лучшую сторону в условиях, когда борьба с пиратством – «приоритет только на словах». Как говорит эксперт, производители до сих пор своими силами предпринимают попытки с этим бороться: инициируют суды, проверки торговых точек, создают некоммерческие партнерства на поприще борьбы с контрафактом. Однако о громких собраниях и рейдах по этому поводу в последнее время не слышно.

 

Гонка на выбывание

Как уверяют эксперты, заработки правообладателей в Интернете находятся пока в зачатке, а на выпуске CD теперь зарабатывает редкая компания. По данным участников рынка, ситуацию могло бы исправить снижение цен на лицензионный продукт, чтобы он был способен конкурировать с пиратскими носителями, однако пока к этому никто из производителей не стремится. В частности, по словам специалистов, представительства западных мейджоров, например, сдерживает «политика партии» – согласование ценообразования с головной структурой. Кто-то опаздывает с выходом новых релизов, в то время как пираты не могут их «проспать». Впрочем, производители пытаются удешевить DVD, в частности в этом направлении двигается российский 20th Century Fox. Как полагает Антон Пронин, легальным продавцам конкурировать с «флибустьерами» сложно, так что противостояние развивается только по линии правообладателей и пиратов. Летом этого года стало известно о том, что сеть «Настроение» бывшего совладельца Ritzio Entertainment Group Олега Чамина в кризисный год уменьшила число магазинов с 120 до 44, закрыв точки в регионах, а также продала все свои автоматы с DVD. Компания объяснила это тем, что не смогла конкурировать с нелегальной продукцией. На сегодняшний момент число точек сократилось до 36. По словам Александра Лоевского, у «Настроения» была хорошая идея – работать в сегменте магазинов шаговой доступности. Фирма как раз занимала места пиратских ларьков. Сначала бизнес пошел хорошо: покупатели приходили «по накатанной», однако потом, как расказывает эксперт, стали дорожать издания мейджоров, а также начались проблемы с наполнением магазинов – клиенты перестали находить то, к чему они привыкли в пиратских точках. В связи с этим участники рынка прогнозируют дальнейшее сокращение количества точек легальных сетей. Тем не менее сети еще могут выжить. По мнению Александра Лоевского, российский рынок до сих пор не перегрет и сети способны конкурировать с пиратами, если каждая из них найдет свою четкую нишу. «Если представить, что вдруг все – правообладатели, творцы, правоохранительные органы, власти, европейские издательства – поменяют свой взгляд на ситуацию, дальше все будет прекрасно. Но меня удивляет, почему до сих пор игроки не ищут другие способы обогащения себя и государства. Все продажи уходят в Интернет, а физические носители останутся уделом коллекционеров, как винил. Думаю, что это случится в ближайшем будущем», – констатирует эксперт. По его данным, на рынке резко сократилось количество покупателей. «Перестраиваться под новую ситуацию следовало еще год назад, а сейчас нужно делать это просто бегом», – резюмирует он.


 

Еще по теме