Инновациии – не синоним изобретения
Неверно думать, что инновации – удел исключительно стартапов и высокотехнологичных отраслей, уверен гуру современных инноваций и визионер Торнтон Мэй, давший эксклюзивное интервью «Ко»
– Об инновациях много говорят, но все разное, единства мнений о том, что же это такое и как с этим быть, нет?
– Это правда, об инновациях в мировом бизнесе сегодня говорят едва ли не больше всего и при этом очень плохо или даже неверно понимают предмет обсуждения. Словами об инновациях разбрасываются безответственно.
Инновациии – не синоним изобретения. Правильное, на мой взгляд, определение разницы между этими понятиями дал в свое время CIO Johnson & Johnson. Изобретение – это конвертирование денег в идею. Инновация – это конвертирование идеи в деньги. Инновация – это то, что приносит вам деньги. Инновация – это не нечто новое. Это способ заработать на этом новом. В этом и состоит фундаментальная разница, которую люди не понимают. Просто придумать или сделать что-то новое недостаточно. Кстати, самое продуктивное время для инноваций – период экономического спада, когда рушатся бизнесы, сокращается количество рабочих мест, В таких условиях число инноваторов растет – люди активно ищут пути зарабатывания денег.
– Можете привести примеры наиболее, с вашей точки зрения, удачно работающих с инновациями компаний? Может быть, Apple, Microsoft?..
– О, про Apple давайте потом. Напомните, мне есть что сказать. А вообще-то в качестве безусловных лидеров хотел бы назвать две компании, о которых ваши читатели, возможно, не то чтобы не слышали, но они их вряд ли представляют себе в контексте разговора об инновациях. Это Kroger с оборотом в $80 млрд в год (Kroger Co. – сеть продовольственных магазинов, а затем супермаркетов, основанная в 1883 г. (Цинциннати, штат Огайо, США). Является третьей крупнейшей розничной сетью в Америке, после Wal-Mart и Home Depot. – «Ко») и «Макдоналдс». Почему они так успешны во внедрении инноваций? Да потому что большинство в этой области руководствуется собственными какими-то соображениями, полагается на интуицию, внутреннее чутье, а в этих компаниях двигателем прогресса является не попытка угадать что-то, а аналитика мирового уровня. В том же «Макдоналдсе», представляющем собой франшизу поистине глобального масштаба, каждое изменение чего бы то ни было проходит через этап создания прототипа, симулятора. У них создана и работает специальная группа по инновациям, представляющая собой по существу аналитическое подразделение.
– Ритейл и фастфуд... И правда, это последнее, о чем думаешь, когда речь заходит об инновациях...
– Вот, в этом-то и суть! Вернемся к Apple. Я очень хорошо к ним отношусь, они создают прекрасные вещи... Что Стив Джобс делает совершенно правильно? Много думает о будущем. Это очень хорошо. Но вопрос в том, устойчива ли, живуча ли такая модель, основанная на видении одного человека? Где вы видите в Apple серьезную аналитику? Это и в самом деле в высшей степени инновационная компания, они генерируют инновации, продают замечательные продукты, приносящие деньги. Но надежна ли их модель? Долговечна ли? Не думаю, что она воспроизводима. Посмотрите на их дизайн хотя бы. Откуда он? За ним стоят 10 человек. 10 дизайнеров мирового уровня. И все.
– Сегодня часто бывает так, что не совсем понятно, за кем должно оставаться окончательное решение при оценке и внедрении инноваций: CIO разбираются в технологиях, но не располагают полномочиями, да и не видят картины в целом, а CEO, наоборот, не особенно разбираются в технических вопросах и им трудно оценить предлагаемое.
– На самом деле во многих компаниях уже все не совсем так. И CEO больше не человек, который знает толк исключительно в продажах или финансах. Лучшие CEO – люди, подкованные в технологиях и аналитике. Они понимают технологии, а CIO, в свою очередь, понимают бизнес.