Top.Mail.Ru
архив

Инноваций много не бывает

2009 год для страховщиков, работающих в сегменте ОСАГО, стал по-настоящему "реформаторским": с начала действия системы обязательного автострахования на рынке не было такого количества нововведений. Однако инноваций не может быть много, страховщики все еще ждут изменения тарифной политики государства в отношении ОСАГО.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), объем премий, собранных в 2009 году всеми страховыми компаниями по ОСАГО, составил 85,8 млрд руб. В 2008 году сборы по ОСАГО равнялись 80,4 млрд руб. Соответственно, несмотря на кризис, в этом сегменте наблюдается рост в размере 6,7%. "В отличие от большинства других видов страхования, сборы по ОСАГО в прошлом году возросли почти на 7%, до 85 млрд руб.", - подтверждает вице-президент группы "Ренессанс Страхование" Федор Воронин. Отчасти такая динамика связана с мартовской корректировкой ряда региональных коэффициентов. Кроме того, введение прямого урегулирования подтолкнуло клиентов к более ответственному выбору страхового партнера. В результате на рынке ОСАГО заметно усилились процессы консолидации. Десятка лидеров собрала 64,8% всех премий по ОСАГО (60,7% в 2008 году), а более 85% всех сборов по итогам года приходится на 30 компаний. "Например, группа "Ренессанс Страхование" в 2009 году продала 332 800 полисов ОСАГО на сумму 1,2 млрд руб., что на 4% больше аналогичного показателя 2008-го", - делится успехами Федор Воронин. "Финансовый кризис ударил в основном по добровольным видам страхования. Немаловажную роль в этом сыграло общее падение автомобильного рынка. Так как ОСАГО - обязательный вид страхования, то кризис затронул этот вид лишь опосредованно", - поясняет динамику сборов директор департамента андеррайтинга массовых видов страхования ЗАО "ГУТА-Страхование" Максим Морозов. "На рынок ОСАГО кризис повлиял в меньшей степени, чем на другие области страхования, - соглашается директор департамента автострахования ГСК "Югория" Сергей Мезенин. - Но в случае продолжения в ближайшие 2-3 года тенденций 2009-го (а именно: спад объемов продаж новых транспортных средств, замещение сравнительно недорогих отечественных на более дорогие импортные авто, что означает увеличение средней страховой выплаты) ситуация на рынке ОСАГО будет только ухудшаться. Уровень выплат и убыточность возрастут". Тем не менее большинство опрошенных "Ко" экспертов, полагают, что дно кризиса в отрасли в целом и в сегменте ОСАГО в частности уже пройдено. "Думаю, что острые кризисные последствия остались позади. Сейчас мы наблюдаем оживление рынка автострахования, сборы по ОСАГО с ростом продаж автомобилей планомерно растут", - отмечает Максим Морозов. С ним не соглашается Сергей Мезенин: "О дне кризиса говорить еще слишком рано, так как страховой рынок напрямую зависит от экономической ситуации в стране". Хотя положение в России и стабилизируется, но страховой рынок реагирует на экономическую конъюнктуру с некоторым запозданием, он позже вошел в кризис и позже будет выходить из него, считает Федор Воронин. "До страховой индустрии кризис как раз сейчас и докатился в связи с высокой инертностью страхового бизнеса. Пока неизвестны итоги года с разбивкой по компаниям, но результаты работы по 9 месяцам показали, что кризис в отрасли нарастает. Оживления рынка, безусловно, нет, поскольку нет оживления в экономике и соответственно увеличения платежеспособного спроса", - категорично заявляет генеральный директор СК "Пари" Александр Кудряков.
   

ДЕНЬГИ "НАПРЯМУЮ"

   "Для рынка ОСАГО 2009 год был такой… реформаторский. То есть очень много нововведений в ОСАГО: введение ПВУ (прямое возмещение ущерба) и упрощенной процедуры оформления ДТП (европротокол), корректировка коэффициентов, применяемых при расчете страховой премии (территориальных, мощности, возраста\стажа водителей, допущенных к управлению и др.)", - перечисляет Сергей Мезенин. Однако самой главной новацией все без исключения эксперты считают внедрение системы прямого урегулирования убытков. "В отношении прямого возмещения убытков чувства противоречивые. С одной стороны, данная система действительно заработала. Если в середине 2009 года по прямому возмещению убытков обращались 1 - 2% потерпевших, то в начале 2010-го этот показатель достиг 30%, - приводит данные статистики директор департамента комплексного страхования ОСАО "Ингосстрах" Виталий Княгиничев. - "Ингосстрах" изначально приветствовал основную идею этого нововведения: возможность предоставлять качественный сервис своим страхователям. Таким образом, предполагалось, что автовладелец будет выбирать страховую компанию более осознанно, в зависимости от качества ее услуг". "Ранее, приобретая полис ОСАГО, водитель не знал, с клиентом какой страховой компании он может столкнуться на дороге и куда ему придется обращаться за выплатой, - поясняет Федор Воронин. - Соответственно он не мог заранее оценить уровень сервиса и качество обслуживания. По сути, взаимодействие с той или иной страховой компанией было делом случая. После же введения системы прямого урегулирования ситуация постепенно начинает изменяться". Покупая полис ОСАГО, автомобилисты начинают делать осознанный выбор в пользу той компании, с которой они готовы взаимодействовать при страховом случае. Но, к сожалению, есть серьезные проблемы, без решения которых не только развитие, но и само существование системы прямого возмещения убытков находится под угрозой, предупреждает Виталий Княгиничев.
   Напомним, как работает система прямого возмещения убытков. Схема расчетов предусматривает, что страховщик потерпевшего возмещает ущерб имуществу потерпевшего в полном объеме (в пределах страховой суммы), а затем выставляет требование страховщику причинителя вреда в размере фиксированной суммы, определенной соглашением о ПВУ (в зависимости от территории РФ в диапазоне от 20 900 руб. в Приволжском ФО до 31 700 руб. в Санкт-Петербурге). Часть страховщиков решила использовать эту систему взаиморасчетов для улучшения собственного финансового результата. Эти компании занимаются так называемой селекцией убытков. То есть легко и без проблем осуществляют выплату, когда размер ущерба меньше фиксированной суммы, и под любым предлогом отказываются платить, если размер ущерба больше. Или при заявлении крупного убытка компания быстро выплачивает неоспариваемую часть, которая, естественно, составляет сумму, значительно меньшую, чем размер фиксированной суммы, а все остальное платит только по судебному решению. "Расчет чрезвычайно простой: чем больше мелких выплат компания совершит, тем лучше финансовый результат, так как фиксированную сумму за каждую выплату компания получает независимо от размера этой выплаты", - резюмирует Виталий Княгиничев.
   В итоге такая деятельность страховщиков, в том числе и лидеров рынка, активно рекламирующих и продвигающих прямое возмещение убытков, привела к тому, что средняя выплата в рамках прямого возмещения убытков на 25 - 30% меньше, чем выплата в рамках обычного, "традиционного" урегулирования. То есть вместо того, чтобы повысить уровень обслуживания клиента, уровень его защиты, компании добились прямо противоположного эффекта, сетует руководитель департамента комплексного страхования ОСАО "Ингосстрах". При этом проверить, какие фирмы занимаются подобного рода селекцией, достаточно просто: нужно посмотреть статистику выплат по прямому возмещению убытков, которая есть у РСА. И если какая-либо компания раньше (до введения ПВУ) платила в среднем 27 000 руб., а стала вдруг платить менее 20 000 руб., то это не может не вызывать подозрений. Виталий Княгиничев очень рассчитывает, что в рамках РСА будет найдено решение данной проблемы.
   

ИНИЦИАТИВА ОТ ИНСПЕКТОРА

   Нововведениями, вступившими в силу в прошлом году, инновации в сегменте ОСАГО не ограничиваются. Так, недавно главный госавтоинспектор РФ Виктор Кирьянов предложил страховым компаниям отменить бонусы и скидки для водителей, неоднократно и грубо нарушающих правила дорожного движения, при обязательном страховании автогражданской ответственности. Такое предложение он озвучил на заседании коллегии департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, посвященном итогам работы в 2009 году. По словам господина Кирьянова, необходимо создать ситуацию, чтобы водителям было экономически невыгодно нарушать ПДД. Он отметил, что в минувшем году зарегистрировано более 55 млн нарушений ПДД, при этом было совершено 72 000 наездов на пешеходов. "Если Виктор Кирьянов предложил отменить скидки, надо поправить его - скидок в ОСАГО нет. А вот бонусы (премия страхователю за безаварийную езду) есть. Инициативу оцениваем положительно. Но предложение Кирьянова отменить бонусы пока можно рассматривать только как призыв к обсуждению этой важной и актуальной проблемы", - отмечает Сергей Мезенин. Напомним, что сама система ОСАГО, введенная в 2003 году, должна была способствовать решению нескольких задач, в том числе повышению культуры участников дорожного движения, улучшению дисциплины и снижению тяжести последствий ДТП. Это должно было достигаться стимулированием величины страховой премии (взноса) через применение коэффициента бонус-малус. На практике схема оказалась малоэффективной в плане воздействия на водителей, грубо и неоднократно нарушающих ПДД.
   "Мы положительно относимся ко всем мероприятиям, повышающим безопасность на дорогах. Также развитию системы ОСАГО будет способствовать создание действующей электронной базы всех страхователей и страховых случаев по ОСАГО, чему может посодействовать Госавтоинспекция", - комментирует предложения заместитель генерального директора "КИТ Финанс Страхование" Александр Потитов. Напомним, что на российском страховом рынке уже давно обсуждается идея создания единой унифицированной базы страхователей. Предполагается, что база будет содержать страховую историю страхователей - наподобие кредитной в банке. По разным причинам идея остается нереализованной. Сегодня страховщики по запросу могут предоставлять своим коллегам по рынку информацию о том или ином клиенте, но данный процесс еще требует существенных доработок.
   27 января Совет Федерации одобрил поправки в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", уточняющие порядок определения размера расходов по ОСАГО. Теперь размер расходов на материалы и запасные части должен определяться с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте. "Данные поправки к закону отражают объективное положение дел. Ведь страхование - это инструмент, позволяющий защититься от непредвиденных расходов по восстановлению автомобиля, а не акт благотворительности, дающий возможность водителю обновить машину", - полагает Федор Воронин. Допустим, в ДТП разбита иномарка 1980 года выпуска. Ее рыночная стоимость до ДТП была меньше цены пары десятков новых запчастей, и, конечно, оплата "новое за старое" была бы несправедливой. Кроме того, единая система организации выплаты страхового возмещения поможет избежать неверной оценки ущерба на месте ДТП и пресечь акты мошенничества. Чтобы поправка заработала в полной мере, необходимо внедрение единых стандартов оценки ущерба, предупреждает Федор Воронин. Еще после принятия базового закона об ОСАГО правительство поручило Министерству транспорта разработать единую методику оценки ущерба, которая еще не готова. Зато есть альтернативные методики. Если по ним оценивать ущерб, нанесенный одной и той же машине, то суммы могут отличаться в разы.
   

САМИ СЕБЕ РИСК-МЕНЕДЖЕРЫ

   Страховщики, работающие на рынке ОСАГО, гордятся, что им удалось самостоятельно, без участия государства, преодолеть последствия кризиса. "Никаких мер для поддержания отрасли не потребовалось, поскольку страховые компании по своему определению являются профессиональными управляющими рисками и в периоды кризиса чувствуют себя лучше других финансовых институтов", - поясняет Федор Воронин. Кроме того, в отличие от банков, страховые компании, как правило, не прибегают к использованию заемных средств, наоборот, размещая свои активы и резервы на депозитах. Консервативная инвестиционная политика и грамотный андеррайтинг позволили ведущим игрокам самостоятельно пережить кризис, сохранив высокий уровень надежности. Но без определенных изменений действующего законодательства ожидать дальнейшего развития рынка и перехода его на качественно новый уровень не приходится. "На наш взгляд, полноценное развитие системы ОСАГО невозможно без внедрения бездокументарной формы полиса ОСАГО. В частности, это позволит страховым компаниям продавать ОСАГО напрямую, без посредников (через Интернет или колл-центр), существенно снизить затраты на бланки строгой отчетности, официальные 10% агентских вознаграждений и штат бэк-офиса, - отмечает Александр Потитов. - Это нам представляется важнейшим фактором дальнейшего развития страхового рынка, поскольку приведет к развитию директ-страхования по всем направлениям, что, безусловно, позитивно отразится на цене для потребителя".
   "Что касается действующих тарифов, то их надо повышать - одновременно с увеличением страховых сумм, - полагает исполнительный директор СК "Пари" Анна Тимерова. - Есть предложения, и они рассматриваются Минфином, о повышении лимитов выплат за вред жизни и здоровью до 500 000 руб. Это лучше, чем действующие 160 000 руб., но все равно недостаточно. Должно быть не менее 2 млн руб.". Это, по ее мнению, уже более-менее устоявшаяся оценка стоимости жизни для российской экономической реальности. "Мы, как и все страховщики, ожидаем внесения изменений в тарифные ставки по ОСАГО, что исправило бы ситуацию по рентабельности данного вида во всех регионах", - резюмирует Максим Морозов.